Качество, безопасность и легальность: как меняется морской туризм в Приморье
Сегодня, 15 декабря, во Владивостоке на площадке ВГУЭС открылся II Международный морской форум-2016. Одной из ключевых тем стали перспективы развития морского туризма в Приморье. По словам директора департамента туризма Константина Шестакова, Владивосток может принимать практически все типы круизных судов. В 2017 году лайнеры с туристами на борту зайдут в приморскую столицу не менее 12 раз.
Сегодня, 15 декабря, во Владивостоке на площадке ВГУЭС открылся II Международный морской форум-2016. Одной из ключевых тем стали перспективы развития морского туризма в Приморье. По словам директора департамента туризма Константина Шестакова, Владивосток может принимать практически все типы круизных судов. В 2017 году лайнеры с туристами на борту зайдут в приморскую столицу не менее 12 раз.
«В этом году мы перешли от локальной темы "Свободный порт Владивосток" к более объемной – "Восточное кольцо". Сегодня мы поговорили о взаимодействии отраслевых структур как на региональном, так и на транснациональном уровне, – подвела итоги пленарного заседания и.о директора МИТГ ВГУЭС Галина Гомилевская, – обсудили продвижение круизного туризма и туристического региона в целом. Отдельно поговорили о рынке китайского туриста: сегодня он составляет 130 000 000 человек. Со стороны китайских органов есть высокая заинтересованность в создании и развитии морского туризма».
О том, как обстоят дела с развитием индустрии в Приморье, в своем выступлении рассказал директор краевого департамента туризма Константин Шестаков: «В течение этого года Владивосток посетило шесть крупных судов. Во многом это произошло благодаря нашей совместной работе. На будущий год запланировано 12 потенциальных судозаходов, еще порядка пяти находится под вопросом. Стоит отметить, что на сегодняшний день перед иностранными судами остро не стоят проблемы с прохождением пограничного надзора».
Константин Шестаков добавил, что одно из ведущих консалтинговых агентств, рассмотрев перспективы развития портовых городов, выделило Владивостоку ключевое место. По его словам, инфраструктура города развита достаточно: Владивосток в состоянии принять 95% судов, курсирующих в водах АТР. Однако пределов для совершенства нет, считает глава департамента туризма.
За прошедший год самый большой прорыв, по мнению Шестакова, произошел в маломерном флоте: теперь его можно использовать для пассажирских перевозок. Собственников призывают использовать морской транспорт для туристических целей – эксперты полагают, что это ускорит развитие отрасли в Приморском крае.
«Определенное несовершенство действующего законодательства не позволяет использовать прогулочный морской транспорт, приспособленный для прибрежного туризма, – заметил Шестаков. – Этот вопрос необходимо решать».
Круглым столом завершился II Морской форум, который сегодня, 15 декабря, открылся во Владивостоке. Эксперты обсудили возможности развития маломерного флота на территории Приморского края. В ходе оживленной дискуссии участники встречи вынесли ряд предложений, которые в дальнейшим войдут в итоговую резолюцию форума.
Качество, безопасность и легальность – три кита, на которых должен держаться морской туризм, считают эксперты. Однако каждый из критериев в приморских реалиях не доведен до совершенства. На сегодняшний день, по информации Госморнадзора, лишь одна компания, представляющая маломерный флот, получила лицензию резидента Свободного порта, которая, помимо присуждения права беспрепятственно осуществлять деятельность, накладывает на собственника транспортного средства определенные обязанности.
«Одна из главных проблем маломерных судов – их возраст, – считает директор ООО «Танира» Александр Корытко, – самым «младшим» из них не меньше 37 лет. Они уже выкатали практически все свои ресурсы, а построить новые суда – задача не из легких. Однако туристы не должны пользоваться транспортом, который находится в таком состоянии, и эту проблему нужно решать».
За последнее время в Приморье появился только один новый катамаран – «Москва», его собрали к саммиту АТЭС четыре года назад. Строительство транспорта влетело в копеечку: на эту цель власти выделили примерно 140-150 миллионов рублей. По этой причине, считает Корытко, без поддержки краевой администрации обновление маломерного флота невозможно.
Лучше ситуация обстоит с пассажирскими причалами. Их во Владивостоке три, и каждый готов принимать суда с разной высотой борта. Эксперты выразили надежду, что в обозримом будущем появится новый причал – в районе бухты Парис на острове Русский.
«Три пирса на Спортивной набережной Владивостока находятся в аварийном состоянии, – продолжил Корытко. – Городская администрация, на мой взгляд, должна сдавать их в аренду заинтересованным компаниям. Во всем власть, конечно, не должна помогать, однако турист приносит деньги в городской бюджет. Но если он с таких судов будет сходить на такие пирсы, мы очень скоро потеряем туристический поток».
Спасти ситуацию, по мнению эксперта, поможет треугольник власть – туристическая компания – перевозчик. Корытко призвал представителей туристических компаний заниматься благоустройством пирсов, а также обращать внимание на транспорт, который они используют для перевозки пассажиров.
«В этом году расходы на благоустройство пирсов не заложены, – заявил глава управления международных отношений и туризма администрации города Владивостока Алексей Кушнир. – Из перспективных – пирс в бухте Аякс, который может быть передан в аренду после оценки его эксплуатационных возможностей».
2016 год показал положительную динамику роста интереса россиян к внутреннему туризму – плюс 30% по сравнению с предыдущим годом. В Приморье сограждан привлекают морские экскурсии, рассказывает коммерческий директор всероссийской туристической сети Татьяна Солодовникова: «Наши туристы – русские, в частных случаях – иностранцы, которые находятся в городе с деловым визитом, поэтому для них имеют значение качество и легальность услуги. Многие наши соотечественники часто отдыхают в западной части России, поэтому они очень требовательно относятся к туристическому продукту. Для них важно не только посмотреть, но понять и изучить то, что они посмотрели», – добавила эксперт.
Особым спросом пользуются так называемые интеллектуальные экскурсии, например, в Морской заповедник. Раньше посмотреть на уникальную приморскую природу туристы могли лишь нелегально: возможность подойти к островам есть только у маломерных судов, но до недавнего времени перевозка пассажиров этим видом транспорта была вне закона. Сейчас эта проблема исчезла, однако осталась другая: к островам, принадлежащим заповеднику, на транспорте никак не подступиться. Поэтому одной из задач на ближайшее время эксперты видят благоустройство пирсов. Один из предложенных вариантов – понтонный пирс, установка которого, по мнению некоторых участников круглого стола, может хорошо ударить по государственному бюджету.
«Если государство увидит, что так будет безопаснее, вопрос с деньгами не встанет», – успокоил экспертов директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков.
Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрий Авдеев представил проекты стратегии развития Владивостока до 2030 года, относящиеся к морскому туризму.
Речь, в том числе, идет о создании отряда добровольных морских спасателей, стоянки для маломерных судов, строительстве муниципального центра водных видов спорта, морского музея истории Владивостока, регионального центра услуг гостеприимства. Институт предлагает идею создания музея освоения Тихого океана, который может стать одним из главных брендов Владивостока. До 2030 года планируется в 15 раз увеличить пассажирский терминал на острове Русский.
Привлечь туристов во Владивосток помогут водные виды спорта, считают вице-президент Федерации парусного спорта Приморского края Татьяна Ермакова и вице-президент Федерации гребли на байдарках и и каноэ Приморского края Андрей Хоменко. Для участия в регатах нужно лишь два ресурса: здоровье и возраст от 12 лет, а опыт хождения под парусами или серьезная физическая подготовка необязательны. Соревнования собирают до 6000 зрителей.
«Нам необходимо развеять миф о том, что парусный спорт недоступен, – полагает Татьяна Ермакова. – Единственная проблема – отсутствие на приморских островах инфраструктуры для яхт». Андрей Хоменко дополнил, что гонки на лодках класса «дракон» – визитная карточка Владивостока, а водные виды спорта популярны во всем мире.
В завершении круглого стола модераторы призвали участников встречи серьезно отнестись к предложениям резолюции, которая будет опубликована через две недели.
На основе материалов:
Новости Владивостока на VL.ru