Всероссийский конгресс туроператоров принял обращение по вопросу регулирования рынка чартерных перевозок
Участники II всероссийского конгресса туроператоров обратились к министру культуры РФ В.Р. Мединскому с рядом предложений
По информации ежедневной электронной газеты Российского союза туриндустрии, первое из этих предложений касается формирования компенсационного фонда в размере не менее 2 млрд. рублей на случай неисполнения своих обязательств авиакомпаниями. Турбизнес считает целесообразным, чтобы фонд формировался из средств транссибирских роялти, получаемых «Аэрофлотом», и других источников финансирования, но не за счет потребителей. При этом срок оказания помощи туристам и пассажирам не должен превышать 24 часа.
Кроме того, как сказано в обращении, в Воздушный кодекс и в другие нормативно-правовые акты, регулирующие пассажирскую перевозку, надо внести изменения, обязывающие авиакомпанию обеспечить туроператорам возможность выписки маршрутных квитанций и допуск к электронной системе оформления перевозочных документов «туда-обратно» не позднее 48 часов до начала тура – при условии оплаты чартерного рейса заказчиком. После этого туроператор должен произвести выписку электронных билетов по проданным турам и выдать их туристу в период не позднее чем за 24 часа до начала поездки.
Если перевозчик не выполняет свои обязательства по реализации чартерных рейсов, вывоз пассажиров и возмещение ущерба должны проходить в порядке, аналогичном тому, который предусмотрен для регулярных рейсов – за счет средств самой авиакомпании или создаваемого компенсационного фонда.
На протяжении многих лет турбизнес выступает последовательным сторонником обеспечения равных прав пассажиров регулярных и чартерных рейсов, в том числе в случае неисполнения авиаперевозчиком своих обязательств по договору фрахтования с туроператором. Но пока, как в очередной раз показала ситуация с «ВИМ-Авиа», расплачиваться за финансовую несостоятельность авиакомпаний при срыве чартерных программ приходится туроператорам.
По словам президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, важно, что обращение принято конгрессом туроператоров, представляющим различные объединения и регионы. «РСТ как организатор мероприятия это поддерживает, тем более, что письмо подписано членами оргкомитета – вице-президентами союза Юрием Барзыкиным и Александром Осауленко. Первый также возглавляет профильной комитет ТПП РФ, а второй является одновременно директором «Турпомощи», – сказал он RATA-news.
Конгресс не случайно принял это обращение конкретно 22 ноября и в тот же день направил соответствующие письма в Минкультуры и Минтранс. Обоим министерствам было адресовано поручение премьер-министра Дмитрия Медведева представить предложения по наведению порядка на чартерном рынке именно до этой даты. Президент РСТ полагает, что обращение стоит отправить и в правительство РФ.
«Конечно, на пути повышения эффективности регулирования чартерных перевозок немало подводных камней, в частности юридических. Но главное – надо исправить ошибку, совершенную под влиянием авиационного лобби. Она заключается в том, что требование о наличии билета в оба конца у чартерного пассажира после серии банкротств 2014 году в отраслевой туристический закон было внесено, а в авиационный – нет. И, конечно, сам порядок выписки авиабилетов должен быть четко прописан и стать существенным условием договора туроператора с авиакомпанией», – пояснил Сергей Шпилько.
Кроме того, как заметил президент РСТ, чтобы чартерная перевозка была недорогой и становилась все более качественной, предложение провозных емкостей для нее на рынке должно существенно превышать спрос со стороны туроператоров. А для этого необходимо исключить возможность снижения уровня конкуренции и административного перераспределения рынка в пользу фаворитов, как это сейчас делается под лозунгом наведения порядка. В том числе можно предоставить более широкий доступ к выполнению длинных чартерных программ иностранным авиакомпаниям, полагает эксперт.