На обязательную классификацию российских гостиниц отвели 3 года
12 января Госдума во втором чтении приняла проект ФЗ № 69251-7 «О внесении изменений в федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" и Кодекс РФ об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии»
Ожидается, что уже на днях поправки будут утверждены в третьем чтении. Действующий закон уже ввел обязательную классификацию гостиниц в городах проведения матчей чемпионата мира по футболу 2018 г. В соответствии с новым законом классификация становится обязательной на всей территории страны. Не подлежат обязательной классификации «средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций, а также кемпинги, общежития и иные средства размещения, в которых не представляются гостиничные услуги».
Классификация будет проводиться поэтапно. Для гостиниц с более 50 номерами она становится обязательной с 1 июля 2019 г., для объектов, у которых более 15 номеров – с 1 января 2020 г., для всех остальных – с 1 января 2021 г.
Предоставление услуг без свидетельства о присвоении гостинице категории звездности или указание в рекламе неверной категории влечет предупреждение или штраф на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от одной сороковой до одной двадцать пятой выручки от реализации товаров (работ, услуг) за год, предшествующий году, в котором было выявлено административное нарушение.
По мнению президента РСТ Сергея Шпилько, высказанному Ratanews, для гостиничной индустрии закон имеет большое значение хотя бы потому, что требует приведения существующего сервиса коллективных средств размещения к стандартам звездности. А это, в свою очередь, стимулирует повышение качества обслуживания и проведение соответствующих работ на каждом объекте.
При доработке проекта министерством культуры РФ и законодателями был учтен ряд предложений РСТ, РГА, ТПП, высказанных, в том числе, на заседании Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства, которое провел ее руководитель Сергей Шпилько в ноябре 2017 г. Например, увеличены сроки вступления требований закона в силу для различных категорий гостиниц, повышены размеры штрафов за оказание услуг без звезд, хотя они могли быть еще выше, в частности, для должностных лиц. И, что особенно важно, повышен уровень ответственности органов классификации. Теперь, например, такая организация может быть лишена аккредитации в случае более чем двукратного нарушения требований положения о классификации.
Учитывая эти обстоятельства, в конце декабря 2017 г. РСТ и РГА направили в адрес председателя Госдумы письмо в поддержку законопроекта.
Тем не менее, на пути реализации закона предстоит решить еще немало проблем. Например, открытым остается вопрос, какие услуги относить к гостиничным помимо собственно размещения. Законопроект по этому поводу отсылает нас к «Правилам предоставления гостиничных услуг в РФ», утвержденным правительством РФ. Значит, в эти правила надо срочно вносить изменения, а единого мнения по поводу перечня услуг не сложилось. А неверное решение этого вопроса чревато налоговыми последствиями и штрафами для гостиничных предприятий. Поэтому очень важно, чтобы профессионалы гостиничной индустрии и их юристы немедленно подключились к разработке подзаконных актов, направленных на реализацию нового закона.
Это касается и окончательного определения видов коллективных средств размещения, на которые будет распространяться требование обязательной классификации и для которых будут применятся требования, отличные от критериев гостиничной звездности. Попадут ли в этот список хостелы, сервисные апартаменты и другие средства размещения, в частности, функционирующие на базе объектов жилого фонда? Отчасти длительный период рассмотрения проекта закона в Госдуме связан с острыми дискуссиями именно по вопросу классификации объектов размещения в так называемом частном секторе.
Наконец, как обеспечить эффективный контроль за реализацией закона, когда наделенное необходимыми контрольно-надзорными функциями министерство культуры пока не располагает достаточным штатом и финансированием?
Нельзя исключить в перспективе и корректировки сроков проведения обязательной классификации с учетом масштабов и сложности предстоящих работ. Но все это не отменяет факта, что, если закон будет принят, все гостиницы в стране станут звездными, и эти звезды должны завоевать доверие потребителей.