Туризм как локомотив несырьевого экспорта
АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) готовит предложения по увеличению экспорта услуг, в том числе в сфере туризма
Основанием для этого стала поставленная президентом РФ задача увеличить до $100 млрд экспорта услуг образования, здравоохранения, транспорта и туризма. Это может привести к принятию Правительством РФ соответствующего национального проекта.
РЭЦ – это государственный институт поддержки несырьевого экспорта, предоставляющий российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. Взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, а также сотрудничество с ключевыми отраслевыми и деловыми организациями позволяют РЭЦ совершенствовать условия ведения экспорта в России и нивелировать действие существующих барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Сегодня совокупный экспорт по статьям платежного баланса РФ «Транспортные услуги» и «Поездки» составляет $28,8 млрд. Из них на поездки приходится $8,9 млрд, в том числе $4,2 млрд на деловые и $4,7 млрд на личные.
При этом дефицит платежного баланса по статье «Поездки» составляет $22,1 млрд – на столько больше россияне вывозят валюты за рубеж по сравнению с тем, сколько ввозят к нам иностранцы. Правда, дефицит этот за годы экономического кризиса и последующей стагнации сократился почти вдвое: в 2013 г. он составлял $41,5 млрд. Но увеличился в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 37%, что свидетельствует о тенденции выхода выездного туристического рынка из кризиса.
Со странами, не входящими в СНГ, дефицит по статье «Поездки» платежного баланса составляет $24,6 млрд. А вот со странами СНГ, наоборот, Центробанк фиксирует профицит в размере $2,5 млрд при объеме экспорта $3,6 млрд.
В общем, задача поставлена непростая. И решить ее применительно к увеличению объемов реализации услуг иностранным гражданам, посещающим страну с туристическими целями, возможно при выполнении следующих основных условий.
1. Увеличение предложения нерезидентам товаров, услуг и турпродуктов, конкурентоспособных по соотношению цена/качество с зарубежными аналогами.
2. Строительство и реконструкция коллективных средств размещения (КСР) в объеме, необходимом для удовлетворения спроса на соответствующие качественные услуги в период высокого сезона. Предоставление налоговых льгот и иных мер стимулирования инвестиций в создание современных отелей, санаториев и других КСР.
3. Развитие туристической инфраструктуры и сервисов, обеспечивающих комфортное пребывание иностранных туристов в России: мультиязычные навигации, тематические порталы и мобильные приложения, ТИЦ, парковки для туристических автобусов, торговля tax free и др.
4. Упрощение визового режима вплоть до его отмены, прежде всего, с экономически развитыми странами, безопасными с точки зрения нелегальной трудовой миграции.
5. Развитие группового безвизового обмена со странами, где активный процесс формирования среднего класса стимулирует рост выездного туризма – по аналогии с соответствующим действующим соглашением между Россией и Китаем.
6. Расширение доступа иностранных авиакомпаний на российский рынок воздушных перевозок, в том числе практики введения в российских международных аэропортах режим open sky.
7. Повышение эффективности антимонопольного контроля за процессами ценообразования на авиатопливо и тарифов на обслуживание воздушных судов в аэропортах.
8. Снижение ввозных таможенных пошлин на туристические автобусы с двигателями Евро 5 и Евро 6, а также на другие транспортные средства, активно используемые, в том числе в сфере экологического и спортивного туризма.
9. Создание и реализация эффективной программы продвижения России и ее регионов на мировом туристическом рынке.
10. Совершенствование системы налогообложения в сфере туризма.
12. Выделение необходимого количества бюджетных мест в вузах для подготовки гидов с редкими языками с учетом расширения географии въездных турпотоков.
13. Совершенствование статистики туризма, в том числе качественного учета туристического экспорта товаров и услуг в составе платежного баланса России.
Если кому-то эти предложения кажутся слишком общими, то заметим, что РСТ неоднократно их конкретизировал – например, по теме совершенствования налогообложения. Кроме того, мы не раз добивались реальных результатов и по другим вопросам, в том числе по введению 72-часового безвизового въезда в страну круизных пассажиров, а затем и пассажиров морских паромов, обнуления ввозных пошлин на туристические автобусы и др.
В любом случае, надо учитывать, что лишь комплексное выполнение перечисленных условий обеспечит не только динамичный, но, что очень важно, устойчивый рост туристического экспорта, причем не только услуг, но и товаров, приобретаемых иностранными туристами. Но если предложение качественного турпродукта будет отставать от спроса на поездки в Россию, неизбежен рост цен на туруслуги и снижение конкурентоспособности страны на мировом туристическом рынке уже в среднесрочной перспективе.
Кроме того, важно динамичнее расширять географию въездного туризма. А то львиная часть международных туристических прибытий приходится сейчас на Москву и Санкт-Петербург.
Добиться значительных результатов в увеличении туристического экспорта существенно проще, чем, например, в образовании и здравоохранении. Тем более что рост турпотоков напрямую увеличивает экспорт транспортных услуг. Но для этого инвестиции в развитие индустрии гостеприимства должны получить незамедлительную и мощную господдержку – как, например, в сельском хозяйстве. Тогда туризм, который называют локомотивом экономики, потащит за собой и все смежные отрасли.