Приморский край готов стать отправной точкой для экспедиционного морского туризма
К порту Владивосток приписан один из пассажирских дизельных ледоколов «Капитан Хлебников». Тяжелая машина готовится отправиться в новый рейс с туристами на борту.
Пока «Капитан Хлебников» не берет на борт туристов из Владивостока. Его первая точка следования – аргентинский порт Ушуая, где на ледокол взойдут около 120 пассажиров и 40 членов «пассажирского штата» экипажа.
Задача ледокола – обслуживание и проводка судов в ледовых условиях. Но «Капитан Хлебников» еще в 1991 году был переоборудован в пассажирский ледокол. После этого начал работать с туристами, в основном через компанию-фрахтователя Quark Expedition – канадскую фирму, специализирующуюся на экспедиционном туризме.
Зарубежные компании и фрахтуют российские ледоколы, потому что подобного флота ни у кого больше нет. За рубежом ледокольный флот считается военным и туристов не возит.
Последний рейс «Капитана Хлебникова» с туристами был в 2016 году – вокруг полярной шапки, из Анадыря вдоль российских берегов, через Норвегию, Шпицберген, Гренландию, канадские острова, Берингов пролив и снова в Анадырь.
В распоряжении судна довольно удобные каюты, которые нередко снимают семьями: стандартная каюта стоит $1300-1500, а двухкомнатный люкс обойдется в $2500 в сутки. Для развлечения – большая кают-компания, тренажерный зал, сауна с бассейном и кинозал, который при необходимости легко превращается в лекторий или дискуссионную площадку. Обслуживают пассажирский рейс 80 членов экипажа, из которых половина – «технический», ледокольный штат, а половина – пассажирский.
Рейсы ледокола продуманы и просчитаны. Перед заключением договора фрахта внимательно просчитывается ледовая обстановка, количество свободных ледоколов, которые можно занять в проводке.
Пассажиры на судне обеспечены компанией – им выдаются теплые сапоги, парки, спасательные жилеты. Процесс посадки и высадки строго регламентирован. В Антарктике есть острова, с которых нельзя переносить почву и растения на другие земли. Перед высадкой и посадкой чистят пассажиров специальными пылесосами. Около трапа ставятся ванны со специальным раствором. Водой под давлением все смывается.
Приморский край планирует стать отправной точкой для экспедиционного круизного туризма. Задача властей – составить предложения для собственников экспедиционных судов и судов ледового класса.
«Данный вид туризма, экспедиционный, – это такой эксклюзивный и люксовый продукт, мы это понимаем, – говорит директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков. – Когда мы говорим о Владивостоке и Дальнем Востоке, то наша инфраструктура до сих пор была минимально задействована в подобных делах. Врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко поставил перед нами задачу – проработать с нашими основными игроками именно эту отрасль экспедиционного туризма, чтобы Приморский край смог стать точкой для организации круизных линий по российскому северу. Все регионы, которые могут быть задействованы в этих направлениях, так или иначе уже сталкивались с пассажирскими перевозками. На Дальнем Востоке, наверное, мы обладаем некоторой инфраструктурой. Экспедиционный туризм – не массовый, он специфический. Наша задача – сделать точку выхода для туристов со всего мира».