Весенний провал не позволил образовательным турам выйти в плюс по итогам сезона
Летние образовательные туры за рубеж на старте продаж зимой и весной показывали неплохой рост по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, но с середины весны притормозили и сейчас продаются скорее на уровне прошлого года. Причины все те же, что и в целом по рынку: политическая нестабильность в отношениях России с США и Великобританией, падение курса рубля.
«Год начался хорошо – в январе и феврале летние программы бронировали на 10-15% активнее, чем годом ранее. Потом начались политические неурядицы с Великобританией, родители переволновались – хорошо, что по уже забронированным турам отказов не было. Но продажи тогда остановились. Со второй половины весны спрос оживился, вновь стали покупать», – сообщила RATA-news директор департамента образования за рубежом компании BSI Group Ирина Наумова.
Британские и американские языковые школы всегда были лидерами продаж, однако игроки отмечают, что проблемы с визой в США заставляют многих менять направление. «Поездок в Америку стало существенно меньше, так как за визой приходится отправлять людей то в Польшу, то в Армению, то в Грузию. Представляете, насколько это увеличивает стоимость тура, – подчеркнула г-жа Наумова. – Поэтому многие переориентировались на другие проверенные направления, например, Мальту, Ирландию. Неплохо в этом году пошла Канада – визы выдают вовремя, без отказов, да и канадский доллар дешевле американского».
Директор центра обучения за рубежом Students International Игорь Мишуров также видит самое большое падение по летним американским программам. «Невозможно записаться на подачу документов. Нынешний год – первый, когда мы так и не отправили ни одной группы в США. Год провальный по направлению», – говорит эксперт. Он напомнил, что в 2017 году в сегменте образовательных туров наметилась положительная динамика, поэтому и в нынешнем операторы ожидали прироста. «Январь и февраль обнадежили. А потом началось. Были отказы от уже забронированных туров в Британию. Сейчас расклад в целом похуже прошлогоднего. И сокращается количество людей в группах. На днях у нас из Улан-Удэ отправляется группа – вместо пятнадцати человек вылетает восемь», – уточнил г-н Мишуров.
В компании «Инсайт-Лингва» образовательные туры в США из-за сложной визовой ситуации просто исключили из активного продвижения, остальные же направления в осенне-зимний период продавались довольно активно. Как пояснила директор Елена Соломонова, на сегодня объемы продаж чуть ниже, чем летом минувшего года, но за счет хорошего раннего старта промежуточные итоги выглядит неплохо. «Объемы всего сезона, на мой взгляд, приблизятся к прошлогодним показателям. Того прироста, на который мы рассчитывали, глядя на поведение рынка осенью и зимой, уже не будет», – уверена она.
По итогам первого полугодия количество клиентов сократилось и в компании «Открытый мир». По словам генерального директора Григория Угарова, летних языковых программ стало меньше, более доступные по цене предложения вымываются. «Раньше отправить ребенка учить язык за границу могли многие родители, теперь же это под силу только весьма обеспеченным семьям. А элитных дорогих программ меньше не становится, они всегда стабильно продаются», – сказал он.
В компании востребованы Мальта, Великобритания, Канада, за счет безопасности и экономичности набирает обороты Ирландия. По турам в США оператор перестроился на сотрудничество с теми школами, которые готовы принимать российских школьников на базе студенческой визы F1. «В Москве ее можно получить за неделю, только это и спасает направление», – считает г-н Угаров.
Ирина Наумова добавила, что сейчас продажи языковых программ уже завершены, так как летние учебные центры в начале или середине августа, как правило, закрываются. «По количеству студентов мы вышли на прошлый год, и всё из-за провала в самые нужные для продаж месяцы. А ждали заметного роста. Сейчас уже готовим академические визы для ребят, получивших подтверждение мест в зарубежных школах», – сообщила она.