«Турпомощь» будет размещать и вывозить туристов только после остановки работы туроператора
Глава правительства Дмитрий Медведев подписал 24 августа постановление о внесении изменения в «Правила оказания экстренной помощи туристам». Согласно документу, с 3 сентября 2018 года ассоциация «Турпомощь» сможет оплачивать перевозку и размещение пострадавших клиентов туроператоров только после объявления компании о прекращении деятельности. До этого помощь предоставлялась в случае неисполнения туроператором обязательств по договору.
Новая норма закона позволит сделать действия «Турпомощи» и страховых компаний-гарантов туроператоров более слаженным, синхронизировать их. Как пояснил RATA-news глава юридической компании «Персона Грата» Георгий Мохов, в целом это серьезное изменение – оно сокращает количество ситуаций, когда «Турпомощь» будет включаться в процесс вывоза пострадавших туристов и задействовать резервный фонд.
Вместе с тем надо отметить, что этой поправкой де-юре узаконена практика, которая по факту уже применялась в отношении туроператоров с 2014 года. Как известно, «Турпомощь» приступала к организации вывоза туристов только после того, как туроператор объявлял о прекращении своей деятельности. В противном случае у ассоциации не было возможности оправдать расходы резервного фонда на оплату перелетов для возвращения туристов в Россию и далее в порядке регресса обратиться в страховые компании за возмещением понесенных затрат из средств фингарантии.
Поправка относительно функционала «Турпомощи» вступает в силу одновременно с рядом других серьезных изменений и дополнений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». В частности, изменился также порядок прекращения деятельности туроператора: теперь этот факт подтверждается не только заявлением в Ростуризм, сообщением страховщику, в «Турпомощь» и размещением соответствующей информации на сайте компании, но может произойти и по решению Ростуризма.
С этой целью в закон включено дополнительное основание для исключения сведений из реестра – прекращение деятельности туроператора без его заявления. Ростуризм принимает такое решение на следующий день после того, как ведомству стало известно о прекращении деятельности туроператора «по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации турпродукта».
В частности, в отрасли ожидают, что Ростуризм может воспользоваться новой нормой в ситуации с «Натали Турс», которая де-факто уже практически два месяца не исполняет свои обязательства перед туристами, но не заявляет об остановке деятельности.
Кроме того, поправки вносят уточнения в понятие общей цены турпродукта (ОЦТ) за предыдущий год – это «величина, полученная путем суммирования общих цен туристского продукта, указанных в договорах о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, заключенных туроператором и турагентом в предыдущем календарном году». Таким образом, законом по существу подтверждается, что цена договора и цена турпродукта может быть различной, поскольку указано не суммирование цен всех договоров, а суммирование цен турпродукта в договорах.
В обновленном отраслевом законе основания для исключения сведений из реестра туроператоров дополнились несколькими пунктами:
- во-первых, появился абзац о прекращении деятельности туроператора без направления заявления, как уже упоминалось выше. То есть Ростуризм может принять решение об исключении туроператора из реестра, придя к выводу о невозможности исполнения им обязательств по договорам;
- во-вторых, появилось основание – заведомо недостоверные сведения об ОЦТ, количестве туристов и фактическом размере фонда персональной ответственности (ФПО), непредставление в установленном порядке или последующее выявление недостоверных сведений;
- в-третьих, появилось основание – нарушение сроков и порядка подтверждения, установленных новой статьей 11.7, которая регулирует порядок освобождения туроператора от финансового обеспечения и пополнения фонда персональной ответственности (ФПО) в случае формирования его максимального размера – 7% от ОЦТ.
Появилась также новая статья 11.7, согласно которой туроператор может быть освобожден от ФПО и страхования ответственности при формировании максимального размера ФПО. Освобождение предоставляется до 1 апреля следующего года, и за один месяц до этого срока туроператор должен подтвердить соответствующие основания. Если размер ОЦТ вырос и средств в ФПО стало недостаточно, необходимо увеличить его размер либо лишиться освобождения и вернуться к страхованию и отчислениям в ФПО.
В случае если размер ОЦТ вырастает более чем на 25% по сравнению с предыдущим годом, взнос в ФПО производится поквартально из расчета 1% ОЦТ за квартал. Кроме того, все туроператоры должны сообщать сведения об ОЦТ ежеквартально (!), а не ежегодно, как было ранее. Непредставление сведений может служить основанием для исключения из членов «Турпомощи».
Расходование средств ФПО теперь допускается не только на выплаты туристам, но и на «уплату обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения денежных средств фонда персональной ответственности туроператора, платы за ведение банковских счетов, на которых размещаются денежные средства фондов персональной ответственности туроператоров, и административно-управленческих расходов, связанных с ведением отдельного учета средств фондов персональной ответственности туроператоров. Такими административно-управленческими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, выплата заработной платы работникам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, расходы на услуги связи». Указанные расходы допускаются в пределах полученных доходов от размещения средств фонда, но не более 1% от ежегодного взноса туроператора в ФПО. Вводится обязательный аудит для подачи отчетности ассоциации «Турпомощь».
Средства резервного фонда также могут расходоваться на «уплату обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда, и платы за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда».
В статью 17.2 о размере финансового обеспечения внесено изменение: туроператоры, ранее осуществлявшие туроператорскую деятельность, но исключенные из реестра, должны иметь финансовое обеспечение на 50 млн рублей – наряду с новыми юридическими лицами и туроператорами, не имевшими оборота в прошедшем году. В случае, если туроператор осуществляет деятельность в сфере выездного, въездного и внутреннего туризма и сформировал максимальный фонд персональной ответственности (ФПО), он освобождается от финансового обеспечения только по «выезду» – для внутреннего и въездного туризма, по-прежнему, будут необходимы фингарантии на 500 тыс. рублей.