Операторы не уверены, что лицензирование автобусных перевозок повысит безопасность на дорогах
Госдума РФ во втором чтении приняла законопроект об обязательном лицензировании автобусных перевозок. Оно должно упорядочить перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для более восьми человек, на случаи ее осуществления по заказам или для обеспечения собственных нужд.
Сейчас предпринимательская деятельность, связанная с перевозками пассажиров по заказу, носит уведомительный характер. В частности, туроператоры по детскому отдыху, предлагающие автобусные экскурсии или организующие перевозку групп детей, обязаны заблаговременно уведомить ГИБДД о дате поездки.
Лицензирование – инициатива понятная, считают опрошенные RATA-news туроператоры, однако напрямую не увязывают введение лицензирования с повышением безопасности перевозок.
По словам директора региональной общественной организации «Объединение автопассажирских перевозчиков» Татьяны Ракуловой, компании, работающие в сфере заказных перевозок, опасаются высоких штрафов по статье «Несоответствие лицензионным требованиям» и последующего изъятия лицензии. «А на аварийность влияют совершенно другие факторы, в первую очередь плохо подготовленные водители», – считает она. Эксперт сомневается, что принимаемая мера приведет к ощутимому снижению случаев гибели людей на дороге.
Не уверен в этом и руководитель рабочей группы по автобусам Российского союза туриндустрии (РСТ) Владимир Рабинков, по словам которого, безопасность лицензирование не повысит, зато сократит количество транспортных компаний. Впрочем, Татьяна Ракулова полагает, что порядка и дисциплины, скорее всего, прибавится: «К нововведению надо относиться спокойно, раньше по лицензии работали все транспортники. Но утверждать, что мера будет эффективной, не берусь». Напомним, институт лицензирования уже работал в России, но был отменен в 2011 году.
Г-н Рабинков согласен, что основная причина роста аварийности на дорогах – водители. «Качество их подготовки падает, россияне фактически не хотят работать водителями, количество выдаваемых удостоверений категории D сокращается. Сейчас получение прав выходит слишком дорого – свыше 100 тысяч рублей. И если бы потом можно было хорошо зарабатывать, но нет – водители, которым мы доверяем свою жизнь и своих детей, получают меньше охранников в супермаркете», – пояснил RATA-news эксперт.
Есть также опасения, что лицензирование навредит малому транспортному бизнесу, на который теперь найдется еще один рычаг давления. Получить лицензию не смогут, к примеру, школы, имеющие собственный автобус для экскурсий.
Как отметила в беседе с корреспондентом RATA-news владелец компании «Анкор» Ольга Санаева, в целом лицензирование не сильно отразится на детской и туристической перевозке. «Не вижу в этом угрозы, но и улучшений не предвидится. Мы не возражали, когда эта возможность только обсуждалась, но просили отменить всю ненужную «побочку» – письменные уведомления, 10-летний возрастной ценз и т.д. А сейчас может появиться еще один дополнительный барьер для транспортников, но без снятия уже существующих бестолковых ограничений», – заметила она. У некоторых операторов есть свои автобусы, им придется оформлять транспортное предприятие. «Но таких владельцев на рынке немного», – уточнила г-жа Санаева.