Встреча главы Ростуризма с туроператорами по въезду
Вчера в Ростуризме прошла первая встреча нового руководителя ведомства Зарины Догузовой с туроператорами по въездному туризму. В ней приняли участие президент РСТ Сергей Шпилько, представители Ассоциации гидов-переводчиков, руководители компаний из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Казани, Калининграда, Петропавловска-Камчатского, Ярославля и других городов, а также из Германии.
Зарина Догузова напомнила собравшимся, что президент РФ поставил задачу увеличить до $100 млрд объем ежегодного экспорта услуг, включая туризм. Президент также поручил МИДу России подготовить совместно с МВД России, ФСБ России, Ростуризмом предложения об упрощении порядка оформления виз иностранным туристам и представить их до конца марта этого года.
Глава Ростуризма предложила туроператорам рассказать, какие они видят возможности для роста въездного турпотока. В ходе совместного обсуждения были выделены приоритетные и сопутствующие проблемы. На первом месте, безусловно, – упрощение визового режима. По словам президента РСТ Сергея Шпилько, если не будет решен визовый вопрос, увеличить экспорт услуг не удастся.
В идеале речь может идти о безвизовом режиме для стран, безопасных с точки зрения миграции. При этом имеет смысл пренебречь принципом взаимности, на котором традиционно настаивает МИД. Необходимо также подумать о выдаче российских многократных виз – многие страны Шенгенской зоны даже на первый визит туриста могут выдавать мультивизу. По экспертным оценкам, не менее 80% зарубежных туристов приезжают в Россию через туристические компании. Возможно, имеет смысл начать с упрощения визового режима для организованных туристов, тем более что туроператор и отвечает за них, и знает их маршрут, что удобно для контрольных органов.
При этом, как заметили участники встречи, электронные визы «выстрелят» только тогда, когда будут или бесплатными или доступными по цене. Не стоит забывать, что оформление паспорта болельщика Fan ID, который заменил визу для посещения чемпионата мира по футболу было бесплатным.
На второе место по значимости туроператоры поставили системное продвижение России за рубежом. Необходимо увеличивать бюджет: сейчас Россия тратит на все внешние рынки столько же, сколько, например, Турция – только на одну Москву. Также нужен единый подход к представлению страны на международных рынках. Например, на зарубежных выставках разные регионы страны, как правило, стоят отдельными стендами, в итоге у иностранцев не возникает единого восприятия России.
Выяснилось также, что до сих пор не создан крайне необходимый единый качественный фотобанк России, которым могли бы бесплатно пользоваться для работы отечественные и зарубежные компании, работающие с нашей страной. Сами турфирмы активно занимаются продвижением России, формируют свой фотобанк, однако он, как правило, ориентирован на определенный рынок, а нужна универсальная база достопримечательностей, объектов показа, регионов.
Г-жа Догузова заверила, что такой банк будет обязательно создан. Кроме того, по ее мнению, стоит задуматься об эффективности разных вариантов продвижения, делать упор на более современные формы работы с потенциальными туристами, не ограничиваясь печатанием буклетов и стендами на выставках.
Была также затронута тема взаимоотношений турбизнеса с федеральными музеями. Пока, по словам выступавших, турбизнес как партнера воспринимает только Эрмитаж. Со многим федеральными музеями, особенно с Кремлем, работать очень трудно. Есть проблемы с билетами в Большой театр – на сайте они заканчиваются в считанные минуты, а затем втридорога предлагаются в других местах. А, например, в Мариинский театр, хотя он менее вместительный, билеты всегда можно купить.
Были подняты многие другие проблемы, которые, возможно, не оказывают принципиального влияния на турпоток, но мешают турбизнесу развиваться. Это бессмысленные финансовые гарантии принимающих туроператоров, отсутствие четкой туристической статистики, затягивание с аттестацией гидов-экскурсоводов, невыполнимые правила автобусной перевозки, а также трудности посещения туристами приграничных территорий, в частности, на Камчатке, в Калининградской области.
Выслушав туроператоров, Зарина Догузова сказала, что готова обсуждать концепцию продвижения России с туроператорами, специализирующимися на приеме туристов из конкретных стран. Отдельно также соберется группа для обсуждения ситуации на сложном китайском рынке. По взаимодействию турфирм с музеями Кремля глава Ростуризма ждет подробную справку. РСТ обобщит обращения туроператоров и представит в Ростуризм. Кроме того, как сказала г-жа Догузова, в дальнейшем встречи с экспертами отрасли будут проводиться регулярно.