Деятельность Booking.com должна быть приведена в полное соответствие с российским законодательством
«Мы не предлагаем блокировать работу сервиса Booking.com по решению суда, как это сделано в Турции. Но считаем необходимым последовать примеру Австрии, Бельгии, Италии, Франции, Чехии, Швеции и других стран, как минимум запретивших применение пункта о «паритете цен» при заключении договора средств размещения с этой системой онлайн-бронирования». Об этом, в частности, говорится в обращении Российского союза туриндустрии (РСТ) и Российской гостиничной ассоциации (РГА), направленном главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву.
Ранее сообщалось, что ФАС проверяет работу Booking.com на предмет соответствия российскому законодательству в сфере конкурентного права после обращения Объединения предпринимателей малого и среднего бизнеса «Опора России».
По экспертной оценке РСТ и РГА, в России на долю Booking.com приходится более 50% услуг онлайн-бронирования размещения на внутреннем рынке и более 75% на выездном. Кроме того, необходимо учитывать присутствие на российском рынке аффилированных этому сервису систем бронирования Agoda.com, Priceline.com, Kayak.com, HotelsCombined.com и RoomGuru.ru. Все эти системы, включая Booking.com, используют общую базу предлагаемых в онлайне номеров.
По мнению РСТ и РГА, которое базируется на информации от участников гостиничного рынка, деятельность Booking.com в России характеризуется рядом негативных факторов.
Во-первых, одно из обязательных условий начала работы с Booking.com – предоставление этому сервису «гарантию лучшей цены». То есть отель не вправе продавать свои услуги по ценам ниже, чем на Booking.com, на каких-либо других площадках – включая собственные сайты!
Во-вторых, Booking.com устанавливает для себя исключительно высокую комиссию – 15- 25% от стоимости каждой забронированной услуги.
В-третьих, за счет колоссальных маркетинговых бюджетов (ставки за один клик могут достигать 1300 рублей) Booking.com вытесняет других игроков из поисковой выдачи и прочих каналов продвижения. По данным мониторинговой системы SimilarWeb, на территории РФ ежемесячно на сайт Booking.com заходит до 37,9 млн пользователей.
В-четвертых, предложение Booking.com услуг размещения на базе объектов жилого фонда стимулируют недобросовестную конкуренцию по отношению к легально действующим гостиницам, поскольку в случае онлайн-бронирования большинство квартир и апартаментов функционирует в зоне теневого хозяйственного оборота.
«В прошлом году у нас была встреча с представителями руководства Booking.com, на которой мы, в частности, ставили вопрос о необходимости отменить требование «гарантии лучшей цены». Ссылались на опыт законодательного решения этой задачи в ряде стран Евросоюза, но ответа так и не получили, – сказал RATA-news президент РСТ Сергей Шпилько. – Недавно аналогичное письмо направила в ФАС «Опора России». Надеюсь, наше обращение придаст дополнительный импульс работе ФАС в этом направлении, и мы готовы к сотрудничеству с ведомством».
Деятельность Booking.com не впервые вызывает пристальное внимание участников гостиничного и туристического бизнеса России. Год назад генеральный директор компании «Свой ТС» Сергей Войтович обратился с открытым письмом в министерство культуры, которое тогда курировало туризм. В нем также шла речь об ограничении определенных функций сервиса и регулировании деятельности международной корпорации-монополиста.
Комментируя для RATA-news нынешнее обращение в ФАС, г-н Войтович сказал: «Максимум, что сделал Booking.com за прошедший год – с 1 января 2019 года зарегистрировался в России как налоговый агент по НДС. Но в принципе этот сервис, которым владеет американская компания Booking Holdings, по-прежнему, должным образом не зарегистрирован в РФ, а значит формально не имеет права осуществлять деятельность».
По словам Сергея Войтовича, сейчас международные гостиничные цепочки фактически отказываются напрямую работать с российскими туроператорами, поскольку их объемы бронирований несопоставимы с масштабом Booking.com, притом что сервис действует на территории России нелегитимно. «Но если поставить Booking в законодательные рамки, создать равные конкурентные условия для всех участников рынка, услуги размещения будут предлагаться
через многие другие каналы продаж, и в первую очередь – через собственные сайты отелей. А международные гостиничные сети пересмотрят свою политику в отношении российских туроператоров», – считает г-н Войтович.
«Деятельность Booking.com, как и других систем онлайн-бронирования гостиничных, транспортных, экскурсионных и прочих туристических услуг, должна быть приведена в полное соответствие с российским законодательством – антимонопольным, налоговым, о защите персональных данных и других», – говорится в совместном обращении РСТ и РГА, направленном в Федеральную антимонопольную службу.