Правительство нацелилось на увеличение вклада туризма в ВВП почти вдвое
Премьер-министр Дмитрий Медведев будет обсуждать с членами правительства стратегию развития туризма в России. К 2035 году россияне должны путешествовать в два раза чаще, а туризм должен обеспечить не менее 6% ВВП страны. Такие цели заявлены в подготовленной Минэкономразвития стратегии успешного поступательного движения отрасли, которую обсудит правительство.
В конце мая предложения по «Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года» обсуждались на заседании Координационного совета по развитию туризма в РФ под председательством замглавы правительства Ольги Голодец. По итогам заседания г-жа Голодец поручила внести проект стратегии в правительство до 10 июня.
Как изменится туризм в России. Цель стратегии – создать условия для формирования и продвижения качественного продукта, который сможет конкурировать как на внутреннем, так и на мировом рынке, сказано в документе. Через 15 лет один житель России должен совершать по стране в два раза больше поездок, чем сейчас. В 2017 году в гостиницах и других коллективных средствах размещения остановились 54 млн человек, указано в рабочей версии.
Россия должна войти к 2035 году в топ-10 туристических направлений по версии UNWTO. В 2017 году, согласно ее данным, Россия входила только в первую десятку стран, граждане которых больше всего тратят в поездках. В целом на долю России приходилось 3,6% мировых поездок туристов и 1,7% расходов.
Совокупный вклад туризма в ВВП должен вырасти к 2035 году до 6% и составить 16,3 трлн рублей, указано в документе. В 2017 году этот показатель равнялся лишь 3,8%, или 3,2 трлн руб. Экспорт туристических услуг чиновники рассчитывают увеличить с $8,9 млрд в 2017-м до $28,6 млрд, а инвестиции в гостиницы и другие средства коллективного размещения – до 293 млрд руб. в год.
Как оценивается состояние отрасли. Сейчас туристическая активность россиян низкая, следует из приведенных в документе данных ВЦИОМ. Только 45% жителей страны за последние пять лет отдыхали за пределами региона, где живут. Для большинства же россиян турпутевки – недостаточно доступный продукт, и стимулов для путешествий у них нет. Те, кто покупает туры у туроператоров, путешествуют в основном за границу – 60% всех продаж приходится на зарубежные туры.
Число приезжающих туристов стабильно, а турпоток не из стран СНГ и Украины вырос в 2018 году, когда Россия принимала Чемпионат мира по футболу, лишь на 3% по сравнению с предыдущим годом. Около 70% приезжающих иностранцев останавливаются в Москве и Санкт-Петербурге.
Как привлечь иностранцев. Чтобы сделать российский турпродукт более конкурентоспособным, необходимо улучшать качество услуг и сделать поездки по России более доступными как для самих россиян, так и для иностранцев, считают авторы стратегии. Но поскольку ресурсы государства ограниченны, они предлагают сосредоточиться на поддержке приоритетных территорий с наибольшим потенциалом, где создать конкурентоспособный продукт. О каких именно регионах идет речь, в документе не указано.
Чтобы привлечь туристов из-за рубежа, в первую очередь предлагается расширить использование механизма электронной визы. Речь идет о введении единой однократной электронной визы для краткосрочного пребывания – на 14-16 дней. Поручение внедрить такие визы с 1 января 2021 года дал президент Владимир Путин.
Список государств, граждане которых смогут въезжать в Россию по электронным визам, предложено расширить. Въезд можно открыть до 1 января 2021 года через те пункты, которые принимают на себя основные турпотоки – Москву, Казань, Санкт-Петербург и Сочи, не дожидаясь готовности всех остальных, предлагают авторы.
Опыт прошедшего в России ЧМ-2018 показал, что для иностранцев из целевых стран нужно совместить въезд по электронной визе с покупкой ими на специализированной цифровой платформе установленного пакета услуг на срок пребывания, указано в проекте стратегии. Снимать предлагается и другие визовые ограничения, например, для транзитных туристов, так чтобы они могли въезжать без визы на 24 часа с дальнейшим расширением до 72-96 часов. Для иностранцев из приоритетных стран предлагается предусмотреть возможность выдачи многократных электронных виз.
Как поддерживать спрос в России. Для развития внутреннего туризма авторы документа предлагают стимулировать гостей посещать территории с развитой, но недостаточно загруженной инфраструктурой, например, в низкий сезон. Главная задача здесь – минимизировать падение спроса в межсезонье, чтобы туристы смогли «получить широкий комплекс услуг по сниженным ценам». Для этого предлагается устраивать конгрессы, выставки, спортивные мероприятия и тематические фестивали и развивать новые виды туризма, например, гастрономический.
В низкий сезон предлагается субсидировать чартерные перевозки на приоритетных направлениях и туры для отдельных категорий граждан. Туроператорам, организовывающим новые маршруты, будут возмещать часть затрат, поддержку предложено оказывать и работодателям, которые компенсируют работникам затраты на отдых.
Что думают участники рынка. Заявленных в проекте целевых показателей достичь за 15 с лишним лет вполне реально, сказал РБК президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Он напоминает, что мировой рынок туристических услуг растет каждый год в среднем на 4% и границ этому росту не видно, в том числе потому, что один из главных факторов формирования спроса на путешествия – растущий уровень образования. С точки зрения имеющихся ресурсов, природных и культурных, Россия – конкурентоспособное направление, считает г-н Шпилько. Надо лишь, чтобы при развитии туризма «мы делали не то, что удобно нам, а то, что принято в мире».
В первую очередь, по мнению президента РСТ, нужно улучшать инвестиционный климат, чтобы было выгодно вкладывать средства в туристическую инфраструктуру, и упростить визовый режим. По крайней мере, Россия может ввести многократные визы для граждан тех стран, которые уже предоставляют такие визы россиянам, считает Сергей Шпилько.