Константин Шестаков: Приморские проекты туризма - в топе лучших, но нас нужно поддержать
Череда крупных профильных туристских мероприятий, отгремевшая в мае во Владивостоке, оставила за собой шлейф осязаемого воодушевления, конкретных намерений и едва обозначенных надежд. О том, на что рассчитывают профессионалы туристской отрасли в связи с решениями Тихоокеанского туристского форума рассказал Константин Шестаков.
— Константин Владимирович, как сейчас развивается туризм в нашем прекрасном регионе?
— Есть сухая статистика, и есть личные ощущения. Мы можем говорить в разрезе недавно прошедшего Тихоокеанского туристского форума. В рамках тех дней та синергия, которая была, — это не только мероприятия, которые входили в ТТФ, но и деловая программа и выставка, владивостокское BoatShow. Были и другие мероприятия: Ночь музеев, фестиваль гастрономии, фестиваль мидий. Действительно, в городе ощущался дух туризма. Наши иностранные партнеры, которых мы пригласили сюда посмотреть, чем является Владивосток как круизная дестинация, наши партнеры со всего Дальнего Востока, Сибири, которые входят в большой межрегиональный проект "Восточное кольцо России", смогли оценить, почему мы являемся по-настоящему успешной туристской дестанацией. Без исключений, отзывы профессионалов отрасли были очень позитивными. Мы смогли сформировать, как сейчас говорят, точку компетенций. Она точно здесь. Мы точно понимаем, куда должны направить свои усилия для того, чтобы стать еще более успешными. Если говорить о статистике, то Приморский край аккумулирует более 70 процентов въездных туристских потоков. Например, по приему гостей из КНР, Кореи и Японии мы в топ-3 по России. Если говорить о рынке въездного туризма из Республики Корея (РК), то за 2017 год мы увеличили в два раза въездной турпоток, и также за первый квартал текущего года мы в два раза увеличили въездной турпоток. Это наши очевидные достижения. По другим направлениям, если говорить об абсолютных цифрах, за прошлый год мы приняли более 640 тысяч иностранных туристов. Достойные объемы, но если отойти от статистики и вернуться к ощущениям, то я думаю, что все, кто проживает или гостит во Владивостоке и имеют возможность прогуляться по Светланской и Алеутской, видят тех самых туристов, которые гуляют, фотографируют, посещают магазины и рестораны, особенно в вечернее время во всех наших основных кафе и ресторанах можно увидеть большие группы наших иностранных гостей. Это безусловный плюс.
— Все-таки относительно Владивостока большая часть – это китайские туристы. По поводу других наших соседей из стран Северо-Восточной Азии — каковы точки роста, из каких стран и чем это обусловлено?
— Основные наши стратегические рынки – это Китай, Корея и Япония. Да, подавляющее большинство за 2017 год – это туристы из КНР. 420 тысяч из Китая, 100 тысяч из Кореи, хотя в 2016 их было 60. Объемен ли этот рост и только ли Китаем жив Владивосток? Точно уже нет. По Японии такая же ситуация. За 2017 год мы показали практически двукратный рост с 9 до практически 19 тысяч. Акценты мы расставляем на большее количество рынков, но по разным причинам динамика яркая, абсолютные цифры могут быть не такими большими. Но у нас есть уникальный инструмент – упрощенный визовый въезд на территорию Свободного порта Владивостока. Это то, что нас выделяет из огромного количества туристских дестинаций. Это очень хорошая возможность для развития. Есть список из 18 стран, определенный правительством, граждане которых могут посещать Свободный порт Владивосток с туристскими и бизнес-целями. В этом году мы постараемся сделать акцент на дополнительных рынках, например, на Индии — покажем им наши ресурсы, логистику, цены.
— Одной из тем туристского форума стало развитие морского круизного туризма. Каких успехов в этой области удалось нам добиться и какие перспективы у этого рынка? Какие есть проблемы?
— Ввиду того, что мы недавно расставили эти акценты и стали заниматься этим направлением целенаправленно, разработали стратегию, в том числе и маркетинговую, мы можем уже показать успехи с одной стороны, но с другой нам нужно очень многое усовершенствовать. Да, мы принимаем такие суда — вспомните Costa Sеrena, самое большое судно, которое посещало Приморье за все времена. Это не предел. У нас будут еще заходы круизных судов даже большей вместимости. Отдельные заходы хороши, но мы должны говорить о системе. А система складывается из нескольких позиций. Первое – продвижение. Как в 2017, так и в 2018 году мы представлены на всех основных профильных профессиональных площадках. Благодаря нашей общей команде, включающей и МПТ (морской пассажирский терминал), это и ВГУЭС, синергия наших чаяний дает такие успешные плоды. В прошлом году мы смогли увеличить количество заходов в два раза. Было 6, стало 14-15. В этом году у нас завершаются работы по дноуглублению на 1-м и 2-м причалах. Эти работы ведет "Росморпорт", мы системно наблюдаем за тем, что происходит, по мере необходимости помогаем, это федеральный уровень. Исполнение самого мероприятия было для нас очень важным, потому что на прошлом форуме мы завязали диалог с компанией Royal Carribean, всемирно известным круизным оператором. В этом году мы диалог продолжили, и он вылился в подтверждение двух судозаходов в сентябре будущего года судов Royal Carribean. Безусловно, это будет событие, но мы должны постараться, отработать все механизмы, в том числе прохождение погранконтроля.
Мы взяли за аксиому, что продвигаем регион как ближайший европейский город в Азии с русской культурой. Культура – это и Мариинский театр, и новый цирк, Приморская краевая картинная галерея, это наши краеведческие возможности по нашим основным туристским достопримечательностям. Это мемориал подводная лодка С-56, "Красный вымпел", наши музеи. Также это центр, архитектура, шопинг, нельзя забывать о том, что это тоже очень важно. Одна из важных особенностей туризма – это возможность показать наши товары.
— Сколько заходов круизных лайнеров планируется в этом году?
— Более 20. По итогам этих заходов туристы дадут отклики, и после этого круизные компании примут решение о продолжении сотрудничества.
— Есть мнение, что современный турист в мировом масштабе интересуется комплексным продуктом. Вы упомянули о межрегиональном маршруте "Восточное кольцо России". Есть ли такие планы?
— Комплексный подход, безусловно, важен. Опять же, синергия дальневосточных портов точно должна быть. По большому счету мы об этом и договорились. Валерий Нагорный, руководитель МПТ, вышел с идеей о совместном продвижении как минимум трех портов – Владивосток, Камчатка и Южно-Сахалинск. Это то решение, которое лежит на поверхности. Так точно стоит поступить. Будут ли это другие порты, например, как для развития экспедиционных круизных линий? Да. Это может быть и Чукотка, и Магадан.
— Все ли порты Дальнего Востока готовы к приему большого количества туристов, или не успевают?
— Из вышеназванных готовы все. Камчатка очень заинтересована в развитии дальневосточной круизной линии, Сахалин тоже. Мы готовы совместно заниматься продвижением, совместно проводить переговоры не только по дальневосточной круизной линии, но и по увеличению числа внешних игроков для того, чтобы организовать посещение наших портов и поставить их в линейку, может быть, международных круизных компаний. Когда мы работаем совместно, это всегда приносит более яркие плоды.
— Относительно круизного туризма понятно. А внутренний туризм? Является ли он приоритетным направлением? Есть ли какая-то статистика? Есть ли стратегия развития?
— Сразу оговорюсь, что это не туризм с запада России. Мы, как профессионалы отрасли, должны говорить в большей степени о Дальнем Востоке, Сибири. Там наши основные партнеры, наша основная целевая аудитория. Не нужно никому напоминать, что даже в структуре общего туристского потока – въездной и внутренний – львиную долю занимает внутренний. По итогам прошлого года получается, что более 3,5 миллионов россиян разместились в коллективных средствах размещения. У нас есть две методики подсчета въездного туризма и внутреннего. Въездной – это информация от погранслужбы, какое количество пересекло границу и с какими целями. По внутреннему не все так очевидно, но на уровне РФ было принято решение о том, что будем делать акцент на количестве граждан, которые разместились в коллективных средствах размещения. Это базы отдыха, хостелы, гостиницы. Мы понимаем основные причины приезда к нам. Если говорить о массовом сегменте, то это пляжный туризм в первую очередь.
— Регион-донор – это Хабаровский край.
— И он в том числе. Если вы приедете в Андреевку, Ливадию или Триозерье, посмотрите номера или поговорите с теми, кто по факту там находится на площадке, вы поймете, что не только Хабаровск. Это весь Дальний Восток. У нас очень сильно изменились потребности этих туристов. Они в большей степени из палаток переехали на базы отдыха, в хостелы. Вы можете приехать в центр города и увидеть, какое количество мини-отелей открывается в городе. Это все итог повышенного интереса иностранных и российских туристов к нам.
Деловой туризм в последние два-три года очень явно развит на территории Дальнего Востока. Это мероприятия федерального масштаба — ВЭФ, "Морской салон"... Если брать мероприятия культурного толка, это Мариинский фестиваль. Туристский поток повышается на 30-40 процентов в зависимости от разных праздников. На 9 мая те, кто смотрел парад и участвовал в нем в центре города, смогли оценить, посмотрев по сторонам, как много туристов из Азии его посещают.
— То есть, у нас развивается событийный туризм?
— Да. Для Приморского края это объективный плюс. Все, что происходит в культурной, деловой и спортивной жизни, должно быть связано с туристской отраслью. Это туристские операторы должны знать, чтобы иметь возможность организовать профильные туристские потоки.
В этом году мы будем делать особый акцент на развитии экологического туризма на территории особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Это поручение президента из майских указов. До сегодняшнего момента этот ресурс был задействован не так сильно, особенно в сегменте массового туризма, но, может быть, и не стоит делать акцент на массовый туризм. В рамках ТТФ мы собирались со всеми дальневосточными ООПТ – заповедниками и нацпарками – и обсуждали вопрос, для чего нужен туризм в ООПТ. По понятным причинам сделан акцент не на массовый туризм, а на эксклюзивный. В этом году попытаемся найти тот баланс, на котором отрасль могла бы более явно присутствовать на ООПТ.
— Каким образом и на каких площадках Приморский край продвигает свой туристический продукт?
— Это участие в международных мероприятиях, все наши основные целевые площадки – Китай, Корея, Япония. Я говорил, что в этом году мы будем посещать Индию и Германию. Мы решили провести рейтингование. У нас есть замечательный экспертный совет по развитию туризма. В него входят ключевые эксперты отрасли, они сделали свои предложения, отфильтровали площадки, которые считают нецелесообразными. Например, Шанхайскую выставку мы предпочли Пекину. Абсолютно такая же ситуация по другим рынкам. Несколько площадок, мы простым рейтингованием выбираем, опираясь на мнение Общественного экспертного совета. Как правило, мы усиливаем нашу презентацию объектами рекреационными, развлекательными — это и океанариум, и Мариинский театр, и Tigre de Cristal, и наши приморские отели, и Primring, и клуб "Адмирал". В разное время на разных площадках, в зависимости от того, что кому интересно, они усиливают наши экспозиции.
На территории региона мы делаем акцент на профессиональных покупателях. Это проведение так называемых представительских туров. Мы зовем к нам профессионалов той или иной сферы туризма. В этом году это круизные компании. В ноябре прошлого года совместно с нашим постоянным партнером, международным аэропортом "Кневичи", мы звали международные и российские авиакомпании, которые никогда не работали на территорию Приморья. Стараемся показать все: отели, рестораны, автобусы, на которых будут возить туристов. И наши партнеры понимают, стоит ли работать с регионом. Еще ни одна компания не уехала без каких-либо деловых контактов. Встречи в формате B2B – обязательная часть таких мероприятий.
И, конечно, мы активны в СМИ, соцсетях, на федеральных информационных порталах. Регулярно участвуем в роуд-шоу, которое организует наш федеральный руководитель Ростуризм.
— Уже принята или будет принята новая госпрограмма развития туризма в России…
— Принята концепция этой федеральной целевой программы.
— А программа чуть попозже?
— Да.
— Какое место в ней будет у Приморского края и Дальнего Востока?
— Мы были на защите, вынесли три проекта. С великой долей вероятности появится дальневосточный раздел, как и было дано профильное поручение руководителем страны. Тогда нам станет проще конкурировать с теми дестинациями, которые уже являются состоявшимися. Мы крепко в топе лучших, но нас точно нужно поддержать, потому что Дальний Восток – не самая простая в продвижении и развитии туристской отрасли территория. Сейчас должны выйти итоговые протоколы, и наши проекты должны войти в федеральную программу. Тогда о них можно будет говорить подробно.
— Мы действительно не самая простая территория, прежде всего в сфере размеров и климатических условий. Есть ли какие-либо другие проблемы, которые стоят перед туристической отраслью?
— Как один из ключевых показателей эффективности мы рассматриваем рост туристских потоков. Важен доступ на территорию, упрощенный визовый режим, слава богу он у нас есть. По поводу транспортной доступности – это по большому счету то, о чем я сегодня говорил. Это авиационная доступность, доступность региона круизным судам. Это наземные пункты пропуска. На сегодняшний день мы по своему развитию достигли предела. Безусловно, нам нужна инфраструктура совсем иного плана. Мы должны строить планы и стратегию.
— У нас сейчас очень активно развивается въездной туризм от наших соседей, это очень замечательно. Какими бы вы хотели увидеть итоги работы в этом направлении через год, два?
— Я отвечу в двух вариантах — сухой статистики и собственных ощущений. В рамках проведения ТТФ и в целом в рамках этих дней, и проведении мероприятий, напрямую не связанных с форумом, но которые по духу являются туристскими, я ощутил, что мой любимый город стал по-настоящему туристским. Этакий город-курорт. Происходит много интересных, профессиональных, красивых мероприятий, проходят фестивали по гастрономии, открываются новые интересные площадки, хостелы, отели. Общий дух мне очень понравился. Хотелось бы, чтобы не только я это почувствовал, но и жители Приморского края. Я хочу, чтобы они почувствовали не только финансовую отдачу от туристской отрасли, но и поняли, что то, что мы делаем, мы делаем в интересах и жителей, и гостей. Читаю комментарии к различным статьям и вижу, что зачастую люди не видят многих мероприятий и проектов, которые реализованы очень позитивно. Наверное, здесь должна быть и ваша толика ответственности. С эмоциональной точки зрения для меня это очень важно.
Мы должны подойти к цифре в миллион посещений иностранных туристов региона к 2020 году. Количество судозаходов, как мне видится, должно перейти как минимум за 40. Это то, что хотелось бы видеть на системной основе. Безусловно, новые туристские дестинации не только на прилет, но и возможность путешествия жителей ПК. Путешествовать здорово, я с удовольствием путешествую по Приморью с семьей, мы посещаем базы отдыха. Край действительно прекрасен для путешествий на автомобиле. Это удобно и здорово. Понятно, что хотелось бы, чтобы инфраструктуры было больше. Все согласятся, что нет предела совершенству. Я уверен, что муниципалитеты должны делать на этом акцент. Не все муниципальные образования считают, что для их территории туризм — это профильное направление. Но, вернувшись к ощущениям, мне хотелось бы, чтобы и главы, и бизнес муниципалитетов прочувствовали для себя, что это то направление, на котором точно можно развиваться.
По цифрам пусть будет этот самый миллион, более 40 судозаходов и новые порты, туристы. Мы с вами говорили об Индии. Я бы очень хотел, чтобы на нас обратил внимание Иран, потому что это тоже очень объемный рынок. Петербург они посещают с удовольствием. Они, быть может, достаточно требовательные, но интересные туристы, которых хотелось бы встретить здесь. Но и ощущение, и качество оказываемых здесь, на территории региона услуг в первую очередь для наших традиционных партнеров должно только совершенствоваться. Это вполне понятные вещи. Ресторан, который хочет, чтобы у него были туристы, должен иметь меню на тех языках, на которых эти туристы говорят. То же самое с отелями. Если ты хочешь быть успешным, ты должен быть на всех интернет-площадках. У тебя должна быть возможность на стойках общаться на тех языках, которые комфортны твоим потенциальным покупателям. Мы все должны понять, что это возможность очень неплохого заработка для региона и для развития Приморского края как места, где удобно и приятно жить нам. Туризм этому очень способствует.
— Остается пожелать вам успехов.