Методику подсчета туристов просят проконтролировать
Отсутствие в законодательстве понятия «туристический поток» и единой методики его подсчета приводит к тому, что российские регионы постоянно заявляют о росте этого показателя, в то время как бизнес такого результата не фиксирует. Об этом говорится в письме «Опоры России» на имя зампреда правительства Ольги Голодец.
Организация просит ее взять под контроль внедрение в законодательство понятия «туристический поток» и утверждение новой методики его подсчета. В пресс-службе г-жи Голодец «Коммерсанту» пояснили, что сейчас действительно существуют разные подходы к оценке показателя, добавив, что в правительстве готовы рассматривать предложения.
О необходимости актуализировать систему оценки турпотока чиновники говорили еще весной 2019 года: тогда соответствующее предложение Росстат направил в Минэкономики. Также в ведомстве предлагали разработать методику оценки доли туризма в ВВП страны . Аналогичные мероприятия были утверждены и в рамках разработанных рабочей группой предложений к госплану «Трансформация делового климата».
Сейчас по наблюдениям «Опоры России» практически все регионы заявляют о росте турпотока. В качестве примера в организации приводят Вологодскую область: ранее губернатор региона Олег Кувшинников заявил РИА «Новости», что по итогам 2018 года регион посетило 3,09 млн человек, из которых 2,4 млн – экскурсанты, а 731 тыс.— туристы. «Но номерной фонд региона составляет 3 тыс. мест, даже если все средства размещения проработают весь год со 100-процентной загрузкой, они физически не смогут принять больше 1,095 млн человек», – объясняет глава комитета по предпринимательству в сфере туризма вологодской Торгово-промышленной палаты Наталья Тихомирова. Эксперт указывает, что гостиницы региона работают со среднегодовой загрузкой 30-40% и реально в регион ежегодно приезжают 300-400 тыс. туристов. Г-жа Тихомирова уверена, что поток падает: закрываются рестораны, перестают работать турфирмы. «Когда курс доллара резко вырос, мы получили дополнительный спрос, но удержать его не смогли», – объясняет она.
О похожей ситуации в Ивановской области рассказывает зампред совета регионального отделения «Опоры России» Владимир Щебельский. По его оценкам, поток туристов и их средний чек в этом году падают почти во всех муниципалитетах, включая Плёс, исключением остается Кинешемский район. Но 26 сентября Ольга Голодец заявляла о росте турпотока в Иваново за счет запуска «Ласточек» из Москвы: за год, по ее оценкам, перевезено 1,5 млн туристов.
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин объясняет, что многие регионы сейчас используют данные о числе посетителей музеев. «Но, например, в Вологде у одного музея восемь филиалов – это восемь билетов, каждый раз человека могут посчитать как туриста. Кроме того, в них ходят местные жители», – рассуждает г-жа Тихомирова. Сергей Ромашкин добавляет, что сейчас инвесторы и представители турбизнеса ориентируются на комплексные сведения: анализ данных сотовых операторов о перемещениях, платежных систем о транзакциях и собственные ощущения.
Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников рассказывает, что при разработке новой методики подсчета предлагается ориентироваться на механизм Всемирной туристской организации (UNWTO), который базируется на оценке числа гостей средств размещения. Но г-жа Тихомирова сомневается, что эта оценка в принципе важна для регионов. По ее мнению, основное значение имеют прибыль, которую туристы приносят региону, и ее доля в ВВП региона.
RATA-news также неоднократно писала о путанице не только в подсчете внутренних турпотоков, но и в соответствующих заявлениях чиновников. Публикации были в 2016 и 2018 годах, но ничего не изменилось.