За и против закона о регулировании деятельности экскурсоводов
Госдума 7 апреля приняла законопроект о регулировании деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников туристических групп. Незадолго до этого в рамках выставки «Интурмаркет» участники рынка обсудили его вероятные последствия.
Напомним, закон обязывает экскурсоводов и гидов-переводчиков с 1 января 2022 года каждые пять лет проходить аттестацию в специальных комиссиях, создаваемых региональными органами власти в сфере туризма. Экскурсовод сможет работать только в регионе, комиссией которого он был аттестован. От аттестации освободят сотрудников музеев, организаторов паломничества, подчиненных централизованным религиозным организациям. Кроме того, будет запрещено оказание услуг гида-экскурсовода иностранными гражданами.
Как оказалось, у представителей этого вида деятельности разное отношение к документу. Член союза экскурсоводов России Ирина Чичкина назвала его худшим из всех, существующих в туристических странах. По ее мнению, аттестация нужна гидам-переводчикам и инструкторам-проводникам. А экскурсоводам она не нужна, так как в России нет соответствующего профессионального образования.
«У нас нет профессионального образования экскурсоводов. Это сложный комплекс качеств, и не только знания, харизма, ораторское искусство, но еще и любовь к людям, и желание делиться знаниями», – сказала г-жа Чичкина. По ее мнению, в результате принятия закона число экскурсоводов резко уменьшится, потому что не все захотят проходить аттестацию. Особенно это затронет тех, у кого узкая специализация, и они проводят 1-2 экскурсии в месяц.
«Налоговая база уменьшится, так как сейчас многие коллеги платят налоги как самозанятые. И встает вопрос правоприменения. Кто будет контролировать наличие аттестации – ходить по улицам, останавливать группы и читать бейджи на груди у экскурсоводов? Нужно будет субъектам содержать туристическую полицию, аттестационные комиссии, затраты регионов увеличатся, хуже станет туристам, так как у них будет меньше выбор», – говорит Ирина Чичкина.
Еще один спорный момент закона – региональная аттестация экскурсоводов. По словам г-жи Чичкиной, в странах ЕС существует обратная тенденция – гид из одной страны может подтвердить аттестацию в другой стране. «Я вожу экскурсии в Москве, Московской области и еще семи областях. И не могу представить, что раз в 5 лет будут подтверждать свой аттестат в восьми областях. Просто уйду из профессии», – подчеркнула она.
Союз экскурсоводов, по словам г-жи Чичкиной, выступает за добровольную аттестацию и пожизненную лицензию. А для прошедших аттестацию должны существовать льготы, например, право на бесплатный проход в музеи и получение скидки на билеты для своей группы. «У нас экскурсоводы Москвы могут свободно вещать экскурсантам только на улице. Аттестация не дает права рассказывать в музеях, на кладбищах. Получается, что прав она не дает экскурсоводу никаких, а только обязанность раз в 5 лет сдавать экзамены во всех субъектах, где ты работаешь», – подчеркнула она.
Председатель союза экскурсоводов России Айрат Багаутдинов также считает, что закон ограничит возможности для узких специалистов, например, искусствоведов. «Получается, что профессия регулируется полицейскими мерами, а закон запрещает людям выходить на улицы своих городов и что-то рассказывать. Он написан так, как будто экскурсии водят только профессионалы. В реальности очень разные люди это делают», – сказал он.
Вице-президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Марина Крессова, напротив, выступает за закон. «Это поддерживает профессию, это делает нас легальными и квалифицированными. Разделение на тех, кто за и против, должно закончиться конструктивным сотрудничеством», – сказал она.
По словам г-жи Крессовой, ассоциация много лет работала над тем, чтобы в отраслевом законе №132 понятие гида-переводчика и экскурсовода было расширено, и сейчас в документ вошли все основополагающие ценности, важные для профессионалов. Это, по ее мнению, обязательное наличие российского гражданства, аттестация как подтверждение квалификации и региональный уровень – то есть, необходимость подтверждать знания в том регионе, где человек работает.
«В законе есть исключение для тех, кто проводит образовательные программы – это просветительство, и на них не распространяются никакие ограничения. Как и на гидов паломнических туров», – сказала г-жа Крессова.
Она также считает правильным требование проходить аттестацию в своем регионе. По словам эксперта, подобная практика существует в Австрии, Италии, Великобритании. Нельзя проводить экскурсии, например, в Шотландии, получив аттестацию в Лондоне.
По словам г-жи Крессовой, Комитет по туризму Москвы уже разрабатывает процедуру аттестации и состав комиссии. «Аттестация будет несложной для профессионала. Претендент должен представить набор документов, пройти тестирование с выбором ответов, написать эссе – фрагмент экскурсии или описание объектов показа. И только в финале комиссия будет вызывать на личное собеседование. И это раз в 5 лет», – рассказала она.
Заместитель руководителя центра содействия развитию туризма и спорта Карачаево-Черкессии Екатерина Семенова также поддерживает закон. По ее словам, проработав весь прошлый летний сезон на курортах Теберда и Домбай, она столкнулась с множеством людей, которые пытаются водить туристические группы, не обладая соответствующими знаниями и опытом.
«Есть профессия инструктор-проводник. Я имею официальное юрлицо, кучу документов, прохожу процедуру вступления в реестр туроператоров. При этом многие, сходив в какой-то легкий или средний маршрут, возомнили, что могут собирать группы. Реальная ситуация – молодой человек набирает автобус туристов через инстаграм, привозит людей в отель и задает хозяину отеля вопрос: куда нам сходить? Я хочу, чтобы в отрасли работали профессионалы», – подчеркнула г-жа Семенова.
По ее словам, сейчас черный рынок экскурсий не регулируется ни на республиканском, ни на федеральном уровне. Сложная ситуация сложилась и с альпинистскими группами – во время очень популярных восхождений на Эльбрус происходит множество чрезвычайных ситуаций, в том числе с гибелью людей.
Участники обсуждения разошлись в оценке нормы закона о том, что работа экскурсовода и гида запрещается людям без российского гражданства. Марина Крессова считает эту норму справедливой, аналогичное требование действует в более 100 странах. Ирина Чичкина, в свою очередь, рассказала, что в подавляющем большинстве стран нет запрета на работу гидов, если он имеет вид на жительство, прошел аттестацию и легально работает. По ее мнению, часть коллег будут ущемлены в правах из-за нового закона.