РСТ предложил продлить отсрочку обязательств туроператоров, в том числе по вновь отмененным турам
Президент РСТ Андрей Игнатьев обратился к главе Ростуризма Зарине Догузовой с просьбой о содействии в продлении отсрочки туроператоров по отмененным в 2020 году турам и ее распространении на туры в Турцию и Танзанию, которые перенесены из-за ограничений на авиасообщение с этими странами.
Напомним, что в соответствии с постановлением правительства №1073 туроператоры обязаны исполнить обязательства по перенесенным из-за пандемии турам или вернуть за них деньги до 31 декабря 2021 года. До указанной даты остается всего семь месяцев.
Постановление было подписано 20 июля 2020 года. По состоянию на начало февраля нынешнего года туроператоры сократили объем неисполненных обязательств перед туристами с более 40 млрд до 16 млрд рублей, в первую очередь, за счет реализации чартерных программ в Турцию. Но оперативный штаб по предупреждению распространения коронавируса ограничил авиасообщение с Турцией с 15 апреля по 1 июня 2021года.
Вчера поздно вечером оперативный штаб по предупреждению распространения коронавируса сообщил о продлении ограничений на авиасообщение с Турцией до 21 июня. Это влечет за собой резкое увеличение объемов отложенных обязательств турбизнеса. По экспертным оценкам, в апреле-мае турецкие курорты планировали посетить порядка 500 тысяч туристов, которые приобрели туры на сумму более 32 млрд рублей.
Закрытыми остаются и другие массовые выездные направления. Возможность замены туров на российские курорты ограничена, поскольку качественный номерной фонд на лето в основном уже забронирован. Кроме того, по оценкам турбизнеса, более 60% туристов, которые не смогли отправиться в Турцию в мае и апреле, решили ждать открытия этого направления.
В сложившейся ситуации резко снижаются возможности туроператоров по возврату средств за прошлогодние туры, что чревато массовыми потребительскими конфликтами. Тем более что отсрочка исполнения туроператорами обязательств, установленная постановлением №1073, не распространяется на туры, которые сейчас перенесены в связи с ограничением воздушного сообщения с Турцией и Танзанией.
«В этой связи просим рассмотреть возможность инициирования срочных изменений в действующее законодательство и выход постановления правительства Российской Федерации, предусматривающего, как минимум, отсрочку обязательств по турам, несостоявшимся в 2020 и 2021 гг. в связи с введенными ограничениями, до конца 2022 года. Или, что предпочтительнее с точки зрения особенностей формирования и реализации турпродукта, синхронизировать механизм исполнения отложенных обязательств туроператоров с порядком возврата средств авиакомпаниями за билеты на рейсы, отмененные из-за пандемии», – говорится в письме президента РСТ.
Отметим, что, в соответствии законом от 08.06.2020 №166-ФЗ и постановлением правительства РФ от 06.07.2020 №991 авиакомпании получили отсрочку по исполнению обязательств перед пассажирами на 3 года. Туроператорам постановлением №1073 отсрочка дана только на полтора года.
РСТ уже обращался в правительство с предложением распространить на туроператоров и гостиницы гибкий подход к переносу обязательств без привязки к календарным годам, какой действует сейчас в отношении авиаперевозчиков. Более того, в рамках союза был разработан законопроект о внесении изменений в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которым предлагается наделить правительство РФ в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций либо введения в регионах режима повышенной готовности правом устанавливать особенности исполнения договоров о предоставлении гостиничных услуг и о реализации турпродукта. Соответствующие письма были направлены председателю правительства Михаилу Мишустину и руководителю Ростуризма Зарине Догузовой.
Ранее федеральным законом от 08.06.2020 г. №166-ФЗ была введена временная норма, позволяющая правительству на протяжении 2020 и 2021 годов устанавливать особенности отмены либо переноса бронирования мест в гостиницах, а также особенности исполнения,
изменения или расторжения туроператорами и турагентами договоров о реализации турпродукта, заключенных до 31 марта 2020 года. Однако новые ограничения на отправку туристов за рубеж, в частности, в Турцию, ставят исполнение этого закона в полном объеме под вопрос – и в результате новой волны долгов по сорванным турам, и вследствие резкого ограничения возможностей замены несостоявшихся в прошлом году зарубежных туров на новые.