С какими проблемами должен разобраться новый отраслевой закон
Текста нового закона о туризме еще нет, однако предполагается, что Госдума рассмотрит законопроект уже в осеннюю сессию. Турбизнес готовит свои предложения.
Вчера по этому поводу прошло заседание правового комитета РСТ. «Мы обсудили возможность вовлечения всех наших юристов в процесс подготовки нового закона, – рассказал RATA-news глава комитета Георгий Мохов. – Каждый из них специализируется на определенном правоприменительном участке, будь то отношения туроператоров и турагентов, детский туризм, экологический туризм и развитие природных территорий, судебная практика и договорные отношения. Поэтому им предстоит в своей сфере выделить проблемные места действующего закона, неточные формулировки, неэффективные нормы и предложить варианты решения».
Нынешний закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» действует с 1996 года и не учитывает многих актуальных моментов. Например, в нем обозначена необходимость оформления фингарантий для туроператоров по въездному туризму, хотя они не заключают с туристами прямых договоров, их клиенты защищены страховками отправляющих операторов. Практически не урегулирована продажа отдельных туруслуг во внутреннем туризме, нет норм, регулирующих деятельность гостевых домов и туристического жилья, да и в целом отсутствует институт надзора и контроля.
Разработки комитета по вопросам нового закона, как сказал г-н Мохов, будут вынесены на обсуждение с Экспертным советом РСТ, а также с Региональным советом, так как многие проблемы особенно остро проявляются на местах. Правовой комитет постарается подключить к этой работе как можно больше членов РСТ, выработать свои предложения и затем передаст их в Ростуризм.
Как пояснил юрист, текста законопроекта еще нет, есть лишь структура будущего документа – предварительно обозначено 15 глав. В начале июля рабочая группа, в которую входят депутаты Госдумы, представители турбизнеса и общественных объединений, провела первую встречу по проекту нового закона. По отдельным направлениям регулирования созданы редакционные подгруппы. Предложения только формируются. Приоритет отдается вопросам развития туристических территорий, проектам в сфере внутреннего туризма, госпрограммам поддержки предпринимателей.
«Так как отраслевой закон затрагивает не только туризм, но и многие смежные области, он оказывается очень масштабным и неизбежно влияет на законодательство в сфере перевозки, земельных отношений, развития заповедных территорий и других, – говорит Георгий Мохов. – Получается, что новый закон должен идеологически объединить правовые нормы, которые действуют в других областях, что потребует многих согласований. Это очень объемная работа, на которую даже при активных усилиях потребуется, на мой взгляд, не менее двух-трех лет».
Тем не менее, как пояснил г-н Мохов, готовящийся закон – не инициатива общественных организаций или Ростуризма, это плановый, правительственный документ, у него есть точные сроки реализации. В начале 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин своим распоряжением утвердил план законопроектной деятельности правительства на 2021 год. В числе 153 законопроектов значится и новый закон «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации». Ростуризм должен представить документ правительству не позднее декабря 2021 года, в Госдуму – не позднее марта 2022 года. И предполагается, что законопроект могут внести в Госдуму уже в осеннюю сессию.
«Но это будет уже новый состав Думы после сентябрьских выборов. Вряд ли они будут сильно вникать в новый закон. Скорее всего, он может быть принят в первом чтении в некоем базовом виде, а потом детально дорабатываться», – заметил г-н Мохов.
При этом, по словам эксперта, турбизнесу уже «дышат в спину» практически готовый закон об электронной путевке, закон о федеральном реестре турагентов и только что принятый закон о деятельности гидов и экскурсоводов. По ним также много вопросов. «Получается, что мы должны уже идущий поезд переставить на другие рельсы. И не стоит забывать про правовую гильотину, через которую мы только что прогнали весь свод туристических законодательных норм. И они, понятно, базируются на действующем отраслевом законе. Проделана гигантская работа, и сейчас она переходит в следующую стадию», – говорит г-н Мохов.
По мнению почетного президента РСТ Сергея Шпилько, новый закон нужен, чтобы разобраться с наболевшими проблемами. Например, как решить вопрос форс-мажора, когда направления закрываются по инициативе государства, усовершенствовать систему финобеспечения туроператоров, отрегулировать деятельность агрегаторов и турагентов. А как обеспечить добросовестную конкуренцию между классифицированными отелями и «частным сектором» – жильем и апартаментами, на которые приходится все большая доля услуг размещения? Как наладить реальный надзор и контроль за соблюдением требований к классификации гостиниц, работе гидов и экскурсоводов? Это невозможно, не делегировав часть полномочий на региональный и муниципальный уровень. Как обеспечить комплексное туристическое освоение территорий, а, главное, прекратить разбазаривание рекреационных земель?
«Многие из этих проблем существуют годами и не случайно, поскольку находятся на пересечении серьезных корпоративных интересов, относятся к самым различным разделам права. Для их решения, помимо главного отраслевого, понадобится принятие целого ряда законов-спутников. Аппаратная спешка в этом деле может погубить задачу или придать новому закону косметический характер», – считает Сергей Шпилько.
По его словам, очень важно, как сработают подрядчики Ростуризма по разработке законопроекта, качественно сделать это на общественных началах малореально. «Хотя, конечно, мобилизовать бизнес-сообщество и экспертов на участие в этой работе необходимо. Чтобы новый закон помог рынку, а не создал еще больше проблем, бизнес должен мониторить его разработку, в том числе силами правового комитета РСТ», – отметил г-н Шпилько.