Президент РСТ назвал три основных тренда развития туризма в ближайшие годы
Новые возможности, которые внутренний туризм получил в связи с пандемией, и новые тенденции отрасли обсуждали на выставке «Отдых» участники сессии «Точки роста для путешествий и бизнеса». Президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев в ходе дискуссии назвал три основных тренда развития туризма, которые должны учитывать профессионалы, чтобы активно продавать туры по России.
Открыла дискуссию советник главы Ростуризма Юлия Рыбакова. Она рассказал о том, что ведомство готовит процедуру оценки национальных туристических маршрутов, которые вошли в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Существует три типа национальных брендовых маршрутов – внутри одного региона, межрегиональные и тематические, например, по Пушкинским местам.
Руководители регионов рассказали, как развивают брендовые маршруты. По словам главы департамента туризма Минкультуры Самарской области Артура Абдрашитова, создание 4-дневного маршрута «Жигулевское выходные», который включает основные достопримечательности и природные объекты региона, уже привело к коренным изменениям в отрасли. «Например, в промышленном туризме. Ряд предприятий поменяли решения по допуску туристов. «ЛАДА-спорт», дочернее предприятие «АвтоВАЗа», не просто пускает туристов в рамках маршрута «Жигулевское выходные», но и выступает в рекламных кампаниях по продвижения региона через автомобильную тему. И с октября мы переходим на регулярную основу при посещении этого предприятия, что не произошло бы без появления маршрута и включения в него автозавода», – рассказал г-н Абдрашитов.
По словам Юлии Рыбаковой, в развитии брендовых маршрутов ведомство делает серьезную ставку на туроператоров: «Сейчас на всех площадках идет дискуссия о будущем организованного туризма. На мой взгляд, без туроператорского и турагентского рынка нам не загрузить наши направления. Принципиальная позиция Ростуризма – турбизнес в этом процессе главный. Туроператоры прокладывают путь, берут на себя риски. И многие регионы на глазах растут и создают новые направления».
Андрей Игнатьев, говоря о продвижении маршрутов, подчеркнул, что для успешной продажи туров в регионы необходимо учитывать три основных тренда современного мирового туризма. Иначе, по его словам, российский продукт не будет пользоваться спросом.
По его словам, в первую очередь, нужно учесть тренд на устойчивый туризм. Это путешествия, которые не наносят вреда окружающей среде и никому из участников процесса. Это запрос клиентов: 70% хотят останавливаться в отелях, где соблюдаются экологические нормы, летать авиакомпаниями, где пластиковая посуда может быть переработана. «Существует запрос на экологию, на зеленую экономику. В РСТ создан комитет по устойчивому туризму, мы провели уже два форума по этой теме. Третий пройдет в ноябре при поддержке Росконгресса. В конце сентября на съезде РСТ в Петербурге мы внесем в устав пункт о том, что одной из миссий союза будет развитие на территории России устойчивого туризма», – сказал г-н Игнатьев.
Вторым важным трендом президент РСТ назвал стремление к индивидуальному подходу даже у тех клиентов, которые путешествуют в группах. Например, люди с аллергией на молочные продукты просят, чтобы завтрак в гостинице был без молока. Или хотят заранее обозначить, например, количество бутылок воды в номере, степень мягкости матраса или высоту кровати. «Клиенты требуют индивидуального подхода, даже бронируя групповой тур. И это тоже надо учитывать при создании турпродукта», – отметил он.
Третий тренд – цифровизация, которую ускорила пандемия. «Все продукты нужно делать в цифре. Без этого вы не сможете его продать. Перед стартом первого этапа программы кэшбэка в прошлом году турбизнес был вынужден в экстренном порядке обновлять сайты, приводить их в соответствие с техническими требованиями современных информационных систем. Это был своего рода стресс, но в итоге многие компании потом говорили, что за короткое время прошли путь, на который в другой ситуации им понадобились бы годы. Иначе они остались бы за бортом программы. Тренд на цифровизацию, на предоставление продукта в России и за рубежом в цифре, в мобильном приложении, покупка туров в онлайне – это фактор уже не сегодняшнего, а вчерашнего дня, и в туризме он необходим каждому, кто собирается что-то продавать.
По мнению Андрея Игнатьева, пандемия не закончится в 2021 году: «У нас из-за пандемии глубина продаж упала максимум до месяца, хотя раньше достигала года, восьми-шести месяцев. Сегодня турист не готов покупать туры заранее, он проснулся – и через неделю-две хочет ехать. Поэтому, если не использовать цифровые инструменты, мы просто не сможем продавать, не получим роста продаж», – добавил эксперт.
Подводя итоги встречи, Юлия Рыбакова заметила, что российский внутренний туризм сейчас переживает «золотую эпоху», которая сложилась под влиянием мировых факторов, в том числе пандемии. «Прежде мы уже проходили периоды всплеска интереса к внутреннему туризму. Но то, что происходит сейчас, беспрецедентно. Государство развернулось в сторону отрасли и рассматривает ее как сопоставимую с сырьевыми секторами экономики», – подчеркнула она.