Госдума приняла закон об электронной путевке
Участие турбизнеса в системе «Электронная путевка» будет бесплатным.
Госдума вчера единогласно приняла во втором и третьем чтении закон о единой информационной системе «Электронная путевка», он должен вступить в силу 1 сентября 2022 года.
По словам главы комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаева, документ разработан в целях защиты прав туристов и обеспечения эффективного функционирования механизмов ответственности турбизнеса. Туроператоры и турагентства должны вводить в систему информацию о каждом приобретенном туре по России и за рубеж.
Как заметил глава профильного комитета, в законе учтены предложения, поступившие в ходе его обсуждения. Например, более широко по сравнению с текстом, принятым в первом чтении, прописаны случаи ответственности туроператоров и турагентств за недобросовестное поведение в части взаимодействия с информационной системой.
Как пояснил руководитель юридического агентства «Персона Грата», председатель правового комитета РСТ Георгий Мохов, принятой во втором чтении поправкой предлагается сделать электронную путевку бесплатной для отрасли. Согласно другой поправке, туроператорам запрещается продавать путевки без передачи сведений из договора с туристом в единую информационную систему, а также без направления турагентом туроператору уведомления о заключении соответствующего договора в порядке и в срок, которые установлены правилами функционирования электронной системы.
Нарушение туроператором запрета на реализацию турпродукта без формирования электронной путевки будет основанием для исключения его из единого федерального реестра.
Как следует из текста документа, туроператор должен передавать в систему сведения, содержащиеся в договоре о реализации турпродукта, по окончании каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего месяца. Порядок передачи сведений установит правительство.
Кроме того, по словам Георгия Мохова, основанием для исключения туроператора из федерального реестра может стать нарушение не менее трех раз в течение трех последовательных месяцев запрета на реализацию турпродукта без передачи сведений в систему либо нарушения срока передачи или передачи недостоверных, неполных сведений.
Турагент исключается из федерального реестра в случае нарушения запрета на реализацию турпродукта без направления туроператору уведомления о заключении договора либо нарушения не менее трех раз в течение трех последовательных месяцев порядка/срока направления такого уведомления.
Положения об исключении сведений из реестра туроператоров и турагентов по выездному туризма будут применяться с 1 марта 2023 года, по внутреннему и въездному – с 1 сентября 2023 года.
Система позволит клиентам отслеживать по номеру заключенного договора статус тура: поступили ли деньги от агента оператору, выписан ли авиабилет. В случае невыполнения обязательств можно будет обращаться в фонд персональной ответственности туроператора в «Турпомощи» с квитанцией электронной путевки.
Система также должна обеспечить бесперебойный обмен информацией между Ростуризмом, Роспотребнадзором, Фондом финансовых гарантий, ФНС, банками и страховыми компаниями, туроператорами, провайдерами туристических услуг.
У этого закона долгая и сложная история. Напомним, система «Электронная путевка» в тестовом режиме существует с конца 2015 года. Штатно она должна была заработать с 1 января 2018 года и, по замыслу Ростуризма, стать новым механизмом контроля за отраслью. Предполагалось, что система будет аккумулировать данные о бронированиях и оплате путевок примерно 70% путешествующих россиян.
В первом чтении закон приняли более двух лет назад, 12 мая 2020 года. Он предусматривал введение обязательного и платного использования единой информационной системы «Электронная путевка», в качестве потенциального оператора выступала компания «Национальные туристические технологии». Если бы его тогда приняли, он вступил бы в силу уже 1 января 2020 года, а с 1 апреля 2020 года стал обязательным для турбизнеса.
Однако документ с момента своего появления подвергся серьезной критике со стороны объединений турбизнеса и конкретных компаний. Отмечалось, что законопроект явно направлен на передел туристического рынка, а вовсе не на защиту интересов туристов, как декларировалось на всех этапах работы над информационной системой.
Против внедрения электронной путевки в представленном варианте выступили Ростуризм и Роспотребнадзор. В частности, Ростуризм отмечал, что предложенные поправки снижают порог доступа на рынок туроператорских услуг, «уровень защиты имущественных интересов туристов» и создают дополнительные стимулы к «недобросовестному поведению участников рынка».
После рассмотрения законопроекта в первом чтении в мае 2020 года руководители РСТ и АТОР обратились с совместным письмом к Владимиру Путину с просьбой не допустить принятия закона об электронной путевке.
Тем не менее, на фоне такого противостояния и в то время, когда туриндустрия переживала тяжелейший кризис из-за пандемии, ответственный комитет Госдумы во главе тогда еще с Михаилом Дегтяревым подготовил ко второму чтению поправки, которые кардинально меняли содержание документа, принятого в первом чтении.
В частности, они предусматривали создание альтернативного «Турпомощи» гарантийного фонда, который складывается из взносов, уплачиваемых с каждого реализованного тура, а также возможность инвестировать полученные средства в объекты туристической инфраструктуры. Причем, этот вариант до последнего момента не был размещен на специальном портале Госдумы «Система обеспечения законодательной деятельности» и не представлен на обсуждение туристическому сообществу.
В конце июня 2020 года глава Ростуризма Зарина Догузова на заседании президиума совета законодателей попросила представителей обеих палат парламента отложить второе чтение законопроекта об электронной путевке на осень для его доработки.
В октябре 2020 года руководители РСТ, ОСИГ, «Турпомощи», комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ вновь выступили с консолидированной позицией против принятия законопроекта в предложенном виде. Совместное письмо было направлено председателю правительства РФ Михаилу Мишустину.
В общей сложности второе чтение законопроекта переносилось пять раз.
В течение 2021 года Ростуризм, отраслевые организации и турбизнес неоднократно заявляли о единой позиции по законопроекту: пользование системой должно быть бесплатным для бизнеса, а сама она находиться под управлением и контролем Ростуризма.
Глава Ростуризма в конце года 2021 года, представляя готовящийся новый закон о туризме, уточнила, что в нынешнем виде «Электронная путевка» – это государственная информационная система по сбору статистики. «Ее трудно применить к разрабатываемой системе фингарантий, так как в путевке не заложен механизм контроля. Такая система, конечно, нужна Ростуризму, но она вряд ли решит задачу контроля за сохранностью средств туристов», – пояснила Зарина Догузова.
В марте 2022 года на фоне сложной обстановки предприниматели еще раз обратились к правительству с просьбой отложить вступление в силу требований о внесении туроператорами данных в систему «Электронная путевка» до июня 2023 года.
Тем не менее, как видим, закон принят. Депутаты внесли поправки, которые делают электронную путевку бесплатной для бизнеса, а также запретили туроператору продавать пакеты без передачи сведений из договора с туристом в единую информационную систему.
Система «Электронная путевка», которая задумывалась как механизм контроля за отраслью, будет использоваться в качестве инструмента статистики. «Ключевое условие – бесплатность для туроператоров, для бизнеса. Закон в текущем виде сбалансирован, устраивает и бизнес, и государство. Решает те задачи, которые должен решать – повышение прозрачности сбора информации о продажах туроператоров», – сказала глава Ростуризма.
Светлана Ставцева, RATA-news