Новое китайское нашествие: готово ли Приморье?
В 2019 г. количество поездок граждан Китая в Россию возросло до 2,3 млн с 2,1 млн годом ранее, приводил статистику Центробанк. При этом их удельный вес в общем числе въехавших иностранных граждан увеличился незначительно, составив 6,6% против 6% в 2018 г. Доля поездок, совершенных с целью туризма, увеличилась до 64% (59,4%), со служебной целью – до 12,6% (12,2%), тогда как поездки с частной целью сократились до 2,4% (3,7%), поездки обслуживающего персонала – до 8,1% (8,5%), поездки с целью работы – до 12,8% (16%). Средние расходы, которые включают в себя стоимость проживания в местах размещения, питания, а также затраты на личные цели во время поездок одного въехавшего на территорию России гражданина Китая увеличились с 385 до 458 долларов США (на 19,1%). В поездках с личными целями лидирующие позиции по экспорту услуг в Китай заняли Москва – 242,6 млн долларов США и Приморский край – 68 млн долларов США. При этом в 2019 г. Приморье посетило рекордное количество китайских туристов – более 450 тыс.
Светлана Посадова, операционный директор «Новоотель» (г. Владивосток): «Первые китайские организованные туристы появились во Владивостоке 30 лет назад, а японские и особенно корейские туристы массово поехали только в начале 2000-х. За такой длительный период китайский турист постепенно менялся. Если первые группы китайских туристов состояли только из мужчин, возможно, из сотрудников одного предприятия или членов профсоюза, то постепенно в группах стали появляться женщины. Позднее поехали группы с детьми и молодежью. Китайские туристы становились богаче, требовательнее к качеству услуг и разнообразию программы пребывания. Конечно, в зависимости от «веса кошелька» они выбирали разный уровень мест размещения, длительность пребывания, количество мест показа. Но, несомненно, именно китайские туристы дали хороший толчок развитию сферы туризма во Владивостоке – появилось много гостиниц, кафе и ресторанов с китайской кухней, развилась торговля сувенирами».
За три года пандемии предприятия в туристической сфере уже свыклись с мыслью, что китайские туристы вернутся не скоро, и переориентировали свой бизнес на россиян. «Четких ориентиров китайского сегмента, его профиля, запросов и так далее – пока нет. Сейчас говорят о возможной смене профилей целевых групп китайских туристов с акцентом на более состоятельных и, соответственно, с более требовательным потребительским поведением. Поэтому нужно понимать, какой вид рынка будет: массовый или дифференцированно-концентрированный с индивидуализацией запросов. Отсюда станут понятны и задачи, и их решения», – отмечает Галина Гомилевская, директор Международного института окружающей среды и туризма ВВГУ, кандидат экономических наук.
«Но в любом случае это будет жадный до новых впечатлений турист, так как в последние несколько лет мы все испытывали острейший дефицит эмоций, получаемых от посещения новых мест, знакомства с иными культурами «вживую». А насколько мы будем интересны зарубежным туристам, зависит от нас самих – от того, какой турпродукт мы им предложим, какого качества услугу мы окажем», – добавляет операционный директор «Новоотеля».
По словам Светланы Посадовой, в гостиницах Владивостока уже появились первые китайские гости – бизнесмены (бизнес-туристы), представители китайских туркомпаний, мониторящих столицу ДФО: они интересуются номерным фондом, ценами, условиями бронирования. Активизировались и местные туркомпании, ведущие переговоры с китайскими партнерами по приему китайских тургрупп.
«У нашей компании очень много запросов на отдых в Приморье от китайских партнеров, – говорит Евгения Белянина, директор туристической компании «Диалог народов». – Шанхай, Далянь, Пекин и Харбин – вот города, которые очень интересуются Приморским краем. Как только списки будут согласованы, к нам в регион ежедневно будет приезжать не менее 1,5 тыс. китайских туристов. Поэтому лично мой прогноз следующий: даже если мы гостей начнем принимать с мая, то в 2023 г. Приморье может посетить и около 500 тыс. гостей из Китая».
Вопрос в том, справится ли инфраструктура. Галина Гомилевская поясняет, что в несезон загрузка в среднем по рынку не превышает 30–40%. Но летний сезон в прошлом году был заполнен практически на 100% внутренним потоком.
«До пандемии, например, глубина бронирования для китайских групп в гостиницах Владивостока доходила до полугода и более. И сейчас некоторые гостиницы имеют 100% брони на лето. Очевидно, что сезонный фактор – у нас превалирующий ограничитель развития гостиниц. И это отдельный вопрос для обсуждения. На мой взгляд, при активном туристском потоке могут быть проблемы с доступностью гостиничных мест в сезонные пики», – добавляет кандидат экономических наук.
Возобновление турпотока станет катализатором роста цен. «Ощутимое подорожание возможно в сегменте изначально недорогих услуг – хостелы, недорогие отели, небольшие точки питания и так далее. А рост цен на услуги и товар из верхнего ценового сегмента (проживание, питание и т. п.) будет иметь только сезонные колебания или незначительное повышение», – уверена Светлана Посадова.
«Июль-август – априори самый высокий туристический сезон, и никто демпинговать не собирается. Например, отели уже сегодня оставляют за собой право поднять цены. А авиабилеты, которые сейчас можно купить от 16 тыс. рублей, могут вырасти вдвое», – говорит Евгения Белянина.
Серьезные опасения также вызывают автомобильные погранпереходы на границе с Китаем. Светлана Новикова, ИП «Новикова» (Хасанский район): «Они в диком состоянии. Автобусы с туристами находятся в пути по пять часов. На пограничных переходах условий никаких. Первое впечатление у людей от России – сарай какой-то. Даже мест общего пользования нет. По трассе то же самое – ни цивилизованных мест для отдыха, ни элементарных удобств. Нынешние китайцы – ребята привередливые, а мы уже «на пороге» будем встречать их как дикари?
В так называемых курортных поселках в Хасанском районе, где расположено множество баз отдыха и в теории можно было бы что-то «развить», вообще у многих и желания нет готовиться к приему китайских туристов. У нас в Андреевке, например, преобладают узбеки с их специфической кухней. Чтобы угодить китайскому гостю, придется за продуктами питания нестись на китайский рынок в Уссурийск. Более того, как правило, китайцы не умеют плавать, в то время как у нас отдых – на море, то есть на воде. Получаются лишние хлопоты – за каждым китайцем нужно присматривать отдельно. В Посьете был знакомый китаец, который построил двухэтажную гостиницу, но за три года все хозяйство пришло в упадок. Выходили с ним на связь, сказал – пока все сидят тихо и ждут».
Другая проблема – кадровый голод. «А откуда взяться кадрам? Только из тесного взаимодействия бизнеса с вузами и колледжами, образование в которых должно быть на самом высоком уровне. В этой связи в образовательных программах необходимо использовать международную и региональную компоненту, – считает Галина Гомилевская. – В частности, открытие китайского направления должно стать катализатором для акцентирования внимания на изучении китайского языка. Кроме того, при изучении технологий взаимодействия производителей и потребителей туруслуг необходимо знать специфику и психологию китайского потребителя, а также обладать информацией о всех туристических ресурсах региона.
Грамотных людей в туротрасли, мягко говоря, не хватает. Это большая проблема нашего региона. Ко мне бизнес просто выстроился в линейку уже не только за выпускниками, но и за студентами. Острый запрос на специалистов касается буквально всех направлений: от средств размещения, турфирм, ресторанов до объектов культуры – всем сегодня нужны кадры!
После трехлетнего перерыва открытие границ с Китаем может дать эффект «выскочившей пробки». На фоне существующих ограничений для дальних путешествий, связанных с политической обстановкой, Приморье вполне может стать очень привлекательным регионом для китайских гостей. Однако отмечу, что в текущей ситуации на рынке давать даже краткосрочные прогнозы – дело неблагодарное».