«Боюсь не успеть охватить все»: как совмещать работу, науку и учебу, рассказал преподаватель МИОСТ ВВГУ
Три года – небольшой срок в профессии преподавателя. Но и его ассистенту кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса Веронике Шевченко хватило, чтобы понять: это – ее призвание.
Вероника, как и многие ее молодые коллеги, совмещает работу и учебу в аспирантуре. В интервью начинающий преподаватель рассказала о главном страхе в профессии, мотивации к работе и поиске своего пути.
- Из мэрии – в университет
Как родилась идея стать преподавателем?
- Меня мотивировал мой научный руководитель – Виктор Иванович Суржиков. Я видела, как он работает со студентами, и поняла, что это что-то необычное, интересное.
Я училась на гостиничном деле и еще тогда поняла, что не хочу идти работать по специальности, а вот наставническая работа меня привлекает. Сначала подумала, что поработаю специалистом, пойду в магистратуру, а дальше посмотрим, но после втянулась и поняла, что хочу работать со студентами и находиться в постоянном движении. Так стала сначала специалистом на кафедре туризма и гостинично-ресторанного бизнеса и только потом преподавателем.
Пробовали себя в какой-то еще деятельности?
- У меня был опыт такой перестройки. Я окончила магистратуру и работала в администрации Владивостока, решила посмотреть другой «мир». Год я отработала там и поняла, что это точно не мое, хочу вернуться обратно в ВВГУ и продолжить обучение. Поступила в аспирантуру, чтобы иметь комплексное образование. Начинала с гостиничного дела, потом поступила на «Туризм», теперь мое направление – «Культурология».
В университете каждый день возникают новые, иногда неожиданные, задачи. Но такой стрессоустойчивости, как на кафедре, меня нигде не научили.
Сложно работать в таком напряжении?
- Да, первый год было очень сложно, но я понимала, к чему иду. Сейчас, когда я работаю ассистентом, у меня более предметные задачи. К тому же директор нашего Института Галина Александровна Гомилевская - очень активная, у нее всегда возникают какие-то идеи, которые нужно быстро воплощать. Первое время было тяжело, потом как-то
подбираешь под себя индивидуально режим работы, подстраиваешься под график, учишься, вырабатываешь эту стрессоустойчивость.
- Найти свою «фишку»
Что сейчас преподаете?
- Технику и технологию на предприятиях туризма. Это дисциплина, которая связана и с гостиничными предприятиями, и с обширной отраслью туризма и сервиса. Надеюсь, что со следующего года уже возьму блок гостиниц на себя. Хоть я и ушла когда-то из этой сферы, все равно моя преподавательская работа будет с этим связана.
Большая нагрузка у вас?
- Нет, потому что я учусь в аспирантуре и у меня только одна дисциплина. Сейчас больше работы со студентами, творчества: пишем статьи, готовим проекты. Понятно, что бывает и ночная работа, когда ты что-то не успеваешь. Я стараюсь не повторять за кем-то, а искать свои подходы к работе, и прислушиваться к студентам, помогать им, заинтересовывать.
А еще у нас большой и дружный коллектив на кафедре. Если у тебя какой-то глобальный проект, всегда можно распределить обязанности, попросить помощи у коллег.
Бывает у студентов предубеждение, что преподаватели, которые не практикуют то, что преподают, не могут дать нужных знаний.
- И я с таким сталкивалась. Но стараешься дать базу, совмещать теорию и практику. Если чего-то я не могу дать, то я сделаю все, чтобы они пошли на практическое занятие и получи эти знания от реального специалиста, чтобы не запнулись в этой части. Наши студенты очень часто ходят на экскурсии и практики на предприятия Владивостока, а также с ними работают представители индустрии.
Чего больше всего боялись в начале пути?
- Я думаю, не успеть охватить все, что тебе предлагают университет и кафедра. Начинаешь распыляться, но есть вероятность, что ты просто потом сядешь и начнешь прокрастинировать, уйдешь в какую-то мелкую работу, при этом у тебя провиснет кандидатская. Или, наоборот, начнешь только кандидатской заниматься и упустишь работу со студентами.
Есть какие-то приемы, которые вы переняли у преподавателей во время своего обучения?
- Знаете, сейчас у нас на аспирантуре ведет дисциплину Юлия Викторовна Разумова, и мне нравится игровой формат ее занятий. Я раньше не использовала такое, считала, что, как только началась пара, все должно идти по четкому плану, мы оставляем все неформальные вещи за дверьми.
Юлия Викторовна показала, что иногда лучше сесть в круг, провести разминку для мозга, а может и физическую. Важно понимать, что у ребят были занятия до тебя и будут после твоей пары. И если ты какую-то «фишечку» применишь, то студент зафиксируется на твоей дисциплине и будет с удовольствием приходить, а не пропускать все как белый шум.
То, что вы все ещё учитесь, помогает быть на одной волне со студентами?
- Да, сейчас я заново окунулась, стала студентом и очень хорошо понимаю, когда они жалуются, устают. Хотя иногда я думаю, вот у вас пары утром прошли, можете бежать домой или на работу, а мне после ваших занятий еще на свои идти.
- Наука должна быть прикладной
Вы говорите, что пишете со своими студентами научные статьи. Но многих ребят наука вообще не привлекает.
- У некоторых более материальный подход к учебе. Они думают: «Отучусь четыре года и пойду зарабатывать деньги. Зачем мне наука». Да и до сих пор жив стереотип, что заниматься наукой – это сесть и переливать из пустого в порожнее. Приходится этот миф развенчивать не только в рамках индивидуальной работы, но и в рамках общих дисциплин.
Ты им рассказываешь и показываешь, что можно поучаствовать в конкурсе и поехать в Екатеринбург, в Москву, Новосибирск, посмотреть страну. Объясняю, что проявить себя в научной среде можно по-разному, и это не только теоретическая, но и прикладная сфера.
Какие проекты создаете вместе с ребятами?
- Проектирование объектов национальных парков, заповедников, визит-центров. Мне также нравятся проекты, связанные с виртуальными экскурсиями. Была большая работа по нейросети, то есть сбор отзывов и предложений туристов о предприятиях города.
А каким по-вашему должно быть идеальное занятие?
- В первую очередь, не всегда лекция совпадает с практикой. Я стараюсь от студентов сразу получить обратную связь, что они делали ранее, чтобы мы не повторялись. Потом даешь им массив информации, либо практической работы, и мы остальную часть занятия решаем задачи. Где-то включаешь юмор, чтобы они отдохнули, и минутные «перерывчики» для смены деятельности. Разговариваешь с ними, узнаешь, что бы они хотели получить дальше по занятиям. И как-то это все комбинируешь.
Можете формулировать три совета начинающему преподавателю?
Не бояться, потому что дети это чувствуют. Лучше посмеяться с ними, пошутить, и они увидят в тебе такого же вчерашнего студента. Со страхом однозначно нужно бороться. Второе - пробовать что-то новое и собирать обратную связь. Каждый последующий набор студентов не похож на предыдущий. И третье - не отметать возможности, которые тебе предлагает университет. Даже если кажется, что это не то направление.
Что планируете в будущем?
Планирую защитить кандидатскую - самое основное. После этого можно будет обратить внимание на другие сферы, добавлять задачи в рабочий процесс. И закрепиться в университете, потому что на данный момент я себя больше ни в какой сфере не вижу. Я рада, что попробовала что-то другое и поняла, что действительно хочу связать свою жизнь именно с университетом.
За помощь в подготовке материала благодарим студента Высшей школы кино и телевидения Вадима Сергейчева.
Напомним, 2023 год Президент России Владимир Путин объявил годом педагога и наставника.