Минэкономразвития готовит новые меры поддержки турбизнеса
Минэкономразвития готовит новый пакет мер в рамках дорожной карты трансформации делового климата в туризме. Среди них – ряд изменений в части туристических автобусных перевозок. Об этом сообщил глава ведомства Максим Решетников на совещании «Открытый диалог бизнеса с представителями органов власти по итогам стратегических сессий, проведенных Российским союзом туриндустрии». Мероприятие прошло в рамках форума «Путешествуй!», в нем также приняли участие заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков и первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина. Модератором выступил президент РСТ Илья Уманский.
Дорожная карта трансформации делового климата в туризме разработана по поручению президента. Для этого создана рабочая группа, в которую вошли представители бизнеса и отраслевых объединений. Документ был утвержден в январе 2024 года. Изначально в него вошли 15 мероприятий.
На встрече Максим Решетников сообщил об уже реализованных мероприятиях и новых инициативах, которыми планируется дополнить документ. В частности, предлагается внести изменения в закон о безопасности дорожного движения, чтобы туристические автобусы могли двигаться по выделенным полосам и парковаться вблизи объектов показа.
Как пояснил RTN глава правовой службы РСТ Николай Литаренко, РСТ неоднократно выдвигал такие предложения: «В частности, мы полагаем, что эти правила движения и парковок туристических автобусов должны быть введены не только в Москве и Петербурге, но и в регионах». Вместе с тем, по словам эксперта, изменений в законодательстве можно ждать не ранее 2025 года.
Транспортные компании и туроператоры уже более 10 лет предлагают разрешить туристическим автобусам использовать на дорогах выделенную полосу, чтобы быстрее подъезжать к месту посадки и высадки туристов, а также организовать для них парковки в центре города. Однако до сих пор инициатива не увенчалась успехом. В Минтрансе полагают, что туристические автобусы не будут распознаваться системой автоматической фиксации нарушений ПДД, так как не внесены в соответствующие реестры. Внести их в реестр пока нельзя, так как нет самого понятия «туристический автобус». В итоге, например, в центре Москве припарковаться очень сложно. Высадив группу, автобусы едут в места отстоя. Когда туристы заканчивают осмотр, автобус должен их быстро забрать, и такая спешка создает серьезные неудобства туристам.
С 2018 года, согласно закону, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь – вправе сами утверждать перечень автобусов тех категорий, которые допускаются к движению по выделенным полосам. Но до сих пор они этим правом не воспользовались.
По словам Максима Решетникова, в рамках дорожной карты туризма также есть вопросы разграничения ответственности между туроператором, турагентом и третьими лицами. «Согласовываем с коллегами из федеральных ведомств также проект постановления по оптимизации электронной путевки, по составу вносимой информации, и рассчитываем, что в третьем квартале это будет принято», – сказал министр.
Одновременно разработаны и внесены в правительство акты по введению невозвратных бронирований в гостиницах, а также по расширению перечня документов при заселении в гостиницу, в том числе, загранпаспорту, QR-коду паспорта, военному билету и водительскому удостоверению.
Управляющий директор «Центра развития туризма на Полярном Урале» Ольга Филиппенкова предложила рассмотреть возможность стимулирования инвесторов в целях строительства гостиниц с небольшим объемом номерного фонда - менее 120 комнат. Это необходимы для равномерного развития туризма в регионах.
На встрече была затронута тема развития инфраструктуры средств размещения для увеличения инклюзивного туризма. Председатель совета Ассоциации инклюзивного социального туризма «Аист» Юлия Карпович обратила внимание на недоступность части гостиничной инфраструктуры - бассейна, спортзала, зачастую ресторанов - для людей в инвалидных креслах даже в тех отелях, где есть специализированные номера. Решение проблемы она видит в создании системы преференций для объектов, которые занимаются этим вопросом системно.
Также обсуждалась проблема сокращения экспедиционных арктических круизов, которые составляют важную часть бизнеса компаний, занимающихся приключенческим туризмом. Подобные туры пользуются стабильным спросом у платежеспособных и иностранных туристов, но сегодня этот сегмент испытывает проблемы из-за отсутствия необходимых судов. Ранее эта ниша технически базировалась на иностранных кораблях, под российским флагом работали всего два-три судна. Решение проблемы бизнес видит в субсидировании переоборудования судов арктического класса и их фрахта.
Генеральный директор Центра развития рекреационных территорий «Новые горизонты» Ольга Шебзухова подняла тему создания инфраструктуры для маломерных судов - речных марин, станций обслуживания, необходимой для развития яхтенного туризма в России.
Все предложения были внесены в протокол встречи.
Министр напомнил, что по просьбе бизнеса на одной из подобных встреч создан фотобанк для туроператоров и расширен перечень услуг, на которые распространяется 0% НДС в рамках одного чека с проживанием в отелях.