Результаты мониторинга объектов сферы туризма и гостеприимства, предоставляющих места размещения на территории Приморского края

3 марта 2015 Наука

Обеспечение наилучших условий для отдыха и развития населения – одна их актуальных задач государства. Ситуация на рынке туристских услуг России в последние годы претерпевает постоянные изменения. Основными сегментами рынка туристских услуг традиционно остаются индивидуальный и корпоративный туризм, а также массовый экскурсионно-познавательный (историко-культурный) туризм. По информации газеты «Туринфо», корпоративный туризм, под которым понимают в широком смысле организацию деловых поездок и отдыха сотрудников различных компаний, начал развиваться одновременно с появлением в России крупных иностранных и совместных предприятий. Тем не менее, в России, по-прежнему, остаются тысячи крупных иностранных компаний, особенно в регионах, не охваченных корпоративным обслуживанием. Как правило, их руководители просто не интересуются или не знают о существовании индустрии делового туризма и специализированных фирмах. В этом смысле у туристских компаний в регионах есть колоссальные перспективы по развитию бизнес-туризма,  как одного из наиболее капиталоемких видов туризма. Однако данный вид туризма невозможен без инвестиций в развитие собственной материальной и управленческой базы.

Недостаточно развитая инфраструктура является одним из факторов, сдерживающих развитие событийного туризма в регионах.

В этой связи, важным становится понимание состояния и перспектив развития инфраструктуры в сегменте предприятий, предоставляющих места размещения.

Приморский край позиционируется, как центр международного сотрудничества стран АТР, основным фактором такого заявления является его геополитическое положение по отношению к другим субъектам Дальнего Востока. С 2005 года наибольший интерес иностранных туристов к Приморскому краю отмечался в 2006 году, когда зарубежным туристам было реализована 31,9 тыс. путевок, в последующие периоды произошло сокращение въезда иностранных туристов и только с 2010 года начинается постепенное увеличение въездного туристского потока (таблица 1).

Таблица 1 - Объем и структура международного въездного турпотока Приморского края

Страны мира

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

КНР

74530

50349

49647

38102

43671

60985

Япония

7073

5529

4814

3496

4167

3188

Республика Корея

8316

6991

7808

4935

8123

7578

КНДР

2

24

2

6

11

18

США

1874

2484

1775

2456

4272

3730

Канада

644

492

505

528

1686

1812

Австралия

430

321

385

298

698

1246

Великобритания

501

461

737

366

791

805

Тайвань

208

586

112

108

184

339

Другие страны

5213

1145

1394

2657

4168

2713

Итого

98791

68382

67179

52952

67771

82414

Объемы въездного туристского потока влияют на загрузку средств размещения и функционирование иных предприятий туристской индустрии. Данные о развитии международного въездного туризма в Приморском крае в 2006-2011 годах позволяют сделать вывод о тенденции увеличения за последние два года объёма туристского потока.

В 2011 году на территорию Приморского края въехали 82414  иностранных туристов, что составило 121,6 процента к 2010 год.

В целях анализа состояния инфраструктуры туризма в Приморском крае в 2013 году был проведен мониторинг предприятий, предоставляющих места размещения.

В  результате  мониторинга  были  представлены  данные  по  следующим объектам размещения:

      1) Коллективные  средства  размещения  –  485 предприятий с номерным фондом на 37 520 мест; средняя загрузка – 40%.

Согласно мониторингу объектов сферы туризма, предоставляющих услуги размещения, на конец 2013 года в Приморском крае насчитывалось 485 предприятий, среди которых:

- 255 предприятий – базы отдыха, номерной фонд 21 646 мест;

- 195 предприятий – гостиницы, номерной фонд 9771 место;

- 35 предприятий – санатории, санатории-профилактории, номерной фонд 6 103 места (таблица 2).

Таблица 2 – Показатели коллективных средств размещения Приморского края по типу размещения, 2013 год

Тип размещения

Кол-во предприятий

Кол-во мест

Сред. ст-ть номера, руб.

Коэф. загрузки

Объем услуг, тыс. руб.

Число размещенных лиц, чел.

База отдыха

255

21 646

2 077

0,23

5 404 508

1 074 658

Гостиница

195

9 771

2 077

0,44

2 525 789

517 766

Санаторий

35

6 103

1 874

0,53

281 507

137 021

ИТОГО

485

37 520

2 010

0,40

8 211 804

1 729 445

Таким образом, базы отдыха Приморского края при средней стоимости номера в 2077 рублей и среднегодовой загрузке 23% получили доход 5 404 508 тыс. рублей; Гостиницы при той де средней стоимости номера и загрузке 44% получили доход в 2 525 789 тыс. рублей; а санатории при средне       стоимости номера в 1874 рубля и загрузке 53% получили доход 281 507 тыс. рублей. Общее число размещенных в коллективных средствах размещения лиц составило 1 729 445 человек, из них 62,14% поселились на базе отдыха, 29,94% - в гостинице и 7,92% - в санатории.

Численность работников коллективных средств размещения Приморского края в 2013 году составила 7 372 человека, что показывает рост менее 1% к 2012 году (таблица 3).

Таблица 3 – Численность занятых в коллективных средствах размещения Приморского края по типам размещения, 2012-2013 гг.

Тип размещения

Число работников, чел.
2012

Число работников, чел.
2013

Гостиница

2549

2553

База отдыха

3619

3634

Санаторий

1201

1185

ИТОГО

7369

7372

В частности 34,6% всего персонала коллективных средств размещения было занято в гостиницах, 49,3% - на базах отдыха и 16,1% - в санаториях. Структурные изменения 2013 года по сравнению с 2012 незначительны.

Анализ показал, что малое число исследуемых коллективных средств размещения отвечают требования. К примеру, 60 % гостиниц оказывает минимум услуг согласно предоставленному перечню. В основном, это услуги размещения, питания и одна или две дополнительных услуги. Это, как правило, услуги автостоянки, заказ такси, прачечная, химчистка и др. Наиболее популярными из дополнительных сервисов являются автостоянка и заказ такси – такие услуги предоставляют 88% и 84% гостиниц соответственно. Чаще всего гостиницы оказывают 1−3 дополнительные услуги в области безопасности и связи. Здесь подразумеваются такие сервисы, как телефон, кабельное и спутниковое телевидение, интернет, кодовый замок, охранная сигнализация. При этом 94 % гостиниц предоставляют в пользование жильцам телефон. Менее распространены Интернет и спутниковое телевидение – такие услуги оказывают 48 % и 46 % гостиниц соответственно.

Для выявления уровня сервиса и профессионализма персонала на рынке предприятий сферы сервиса, предоставляющих услуги размещения был использован метод потребительской оценки. Для этого было опрошено 522 человека в 24 предприятиях края, что соответствует стандартному размеру выборки 0,3%.

Согласно аналитическим данным, потребителями услуг размещения Приморского края являются мужчины или женщины в возрасте от 26 до 56 лет с достатком средним или выше среднего, основной целью визита которых является бизнес (командировка) и пользующиеся услугами средств размещения 1-2 раза в год. Они пользуются преимущественно услугами питания, включенными в стоимость номера (завтрак) или дополнительно оплачиваемым на предприятии (около 17% потребителей).

Причем, чем выше достаток потребителя, тем выше он оценивает состояние номерного фонда ввиду проживания в более комфортных и дорогих номерах.

Кроме того, анализ показал, что наиболее активными потребителями услуг проживания и дополнительных услуг гостиниц являются люди со средним доходом, потребители с самым высоким доходом реже используют как дополнительные услуги отеля, так и услуги питания.

Для оценки качества номерного фонда предприятий размещения края были выведены критерии, по которым ориентировались респонденты. Исследование показало, что 44,25% потребителей оценивают состояние номерного фонда средств размещения края как хорошее, и 33,91% - как отличное.

Анализ потребления дополнительных услуг показывает, что только 28,2% респондентов пользуются дополнительными  услугами гостиниц, преимущественно сетью Интернет (28,2%), конференц-залами (27%), услугами бизнес-центра (23%). Причем качество предоставления дополнительных услуг не было удостоено максимальной оценки.

Кроме того, 59,7% гостей города Владивостока не пользуются дополнительными услугами ввиду отсутствия необходимости и лишь 15,67% из-за нехватки денежных средств, что объективно отражает низкий уровень продвижения данных услуг в средствах размещения, следовательно, и низкий уровень профессионализма персонала, не применяющего маркетинговые механизмы для стимулирования потребления дополнительных услуг.

При исследовании уровня обслуживания в предприятия размещения края респондентам было предложено оценить работу служб предприятий. Результаты показали, что уровень профессионализма персонала средств размещения края оценивается потребителями на 4,3 балла.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1) Состояние номерного фонда предприятий размещения Приморского края не удовлетворяет потребностям потребителей в качестве, является не достаточно обновленным и укомплектованным в соответствии с требованиями потребителей.

Требуется модернизации и реставрация номерного фонда, а также квалифицированные действия руководителей предприятий по улучшению состояния номерного фонда в соответствии с потребностями рынка.

2)    Выявлен низкий уровень потребления дополнительных услуг средств размещения при одновременной покупательной способности потенциальных потребителей. По нашему мнению, причиной тому является некомпетентность персонала, слабое знание маркетинговых приемов стимулирования продаж дополнительных услуг, а также неудовлетворенность потребителей уровнем обслуживания, что порождает отсутствие повторных покупок и повторного пользования дополнительными услугами в средствах размещения.

3)    Выявлена тенденция потребителей организовывать свое питание самостоятельно за пределами предприятия размещения, за исключением завтрака,

который преимущественно включен в стоимость номера. По результатам анализа причинами тому является неразнообразное меню и неудовлетворительная атмосфера предприятий питания при средствах размещения. Причиной тому может служить предположение руководителей предприятий питания при средствах размещения, что они обеспечены постоянным контингентом потребителей и нет необходимости предпринимать дополнительных усилий для стимулирования посещений предприятий питания.

4) Обнаружена низкая оценка уровня приветливости, компетентности персонала различных служб предприятий размещения, быстроты обслуживания ими гостей. Респонденты выражали недовольство уровнем и качеством обслуживания.

Рекомендации по развитию средств размещения:

- существует объективная необходимость в обучении и повышении квалификации персонала средств размещения края, проведении семинаров и тренингов, подготовке учебными заведениями клиенто-ориентированных, профессиональных кадров. Опрос специалистов в гостиничной сфере показал необходимость внедрения образовательных программ по направлениям «Менеджмент персонала»,    «Маркетинг    и реклама»,    «Стратегический менеджмент», «Инвестиционный  менеджмент», «Оптимизация  расходов», «Конфликтология», «Управленческий учет и бюджетирование» и другие.

-      предложение отелей с использованием оригинальной тематики, в том числе экологической направленности, позиционирования для различных целевых групп с учетом туристских целей;

-      расширение  спектра  дополнительных  услуг  преимущественно  в  ССР;

услуг общественного питания, анимационных услуг;

-            сглаживание влияния фактора сезонности за счет развития инфраструктуры предприятий размещения и повышения качества маркетинга услуг;

-   внедрение новых методов продаж, в том числе электронных;

-   активное использование глобальных компьютерных систем бронирования;

GDS с учетом роста индивидуальных путешествий;

- автоматизация систем управления отелем, в том числе введение электронных методов регистрации туриста и оплаты услуг (пластиковые карты через ККМ безналичной оплаты или сайт предприятия);

- развитие форм государственно-частного партнерства, в том числе с использованием механизма на основе концессионного соглашения.

Согласно предложенной нами модели концессии создается концессионер – гостиничная (туристская) корпорация. При объединении юридических и физических лиц с целью концессии чаще всего используется договор простого товарищества, но при этом могут использоваться акционерный договор, контрактное управление, договор коммерческой концессии.

Авторы публикации